logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

7.11. Наглядные и практические методы обучения

Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче­скими методами обучения и предназначаются для на­глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле­ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде­лить на три группы:

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил­люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

• обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

• развитие наблюдательности,

• изучение конкретных свойств предметов,

• создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен­ного.

В начальных классах применяется наглядность:

• естественная,

• рисунковая,

• объемная,

• звуковая,

• графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина­мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна­комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой­ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно­шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от­дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу­ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

• все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

• могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

• нужные стороны объекта производили на учеников наиболь­шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо­щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз­нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави­сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил­люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис­ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в тот момент, когда они оказываются необходи­мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен­ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра­боты учебных заведений новых источников экранного препод­несения информации:

• видеоскопов,

• проекторов,

• киноаппаратов,

• учебного телевидения,

• видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

• а также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон­троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов­ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:

Упражнения — многократное выполнение учащимися опреде­ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро­са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж­нений:

• доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

• разнообразие упражнений;

• систематичность проведения упражнений;

• после объяснения нового материала упражнения даются чаще;

• постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы­ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос­питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы — один из практических методов обуче­ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи­зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча­щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу­чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив­ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться

в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро­вано учителем;

в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые реша­ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос­новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по­лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв­лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры — это специально соз­данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче­никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам. Игры имеют много функций:

• активизируют познавательные процессы;

• воспитывают интерес и внимательность детей;

• развивают способности;

• вводят детей в жизненные ситуации;

• учат их действовать по правилам;

• развивают любознательность, внимательность;

• закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры­тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

• мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре;

• ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

• исполнительный — действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель;

• контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.