logo search
psih_i_ped

13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет отдельную историю, неотделимую от истории человечества.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводство или дитя вождение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII век) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, «повторение – мать учения», «век живи – век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействия с другими людьми, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и как происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на известную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, и сегодня составляет основу научного педагогического знания.

Далее необходимо рассмотреть основные категории педагогической науки.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Развитие каждого человека общество обеспечивает через воспитание, передавая собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие – это объективный процесс последовательного внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменение роста, веса, силы и т.д.), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения и т.д.), психическое развитие (усложнение процессов восприятия, памяти, мышления, а также мотивов деятельности, ценностных ориентаций и т.д.).

Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в экономические, производственные, правовые и другие отношения. Венцом является духовное развитие человека, которое означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то его образовывает, кто-то обучает. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению знаний, умений, навыков, направленной на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.