logo search
psih_i_ped

14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет деятельность человека любого вида, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

Если содержание жизни современного человека современной культуры составляет проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то, по мнению П. И. Пидкасистого, объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так, чтобы совершалось восхождение его к уровню современной культуры, чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют чертами характера. Например, человек, считающий чистоту обязательным условием своей жизни, считается чистоплотным; человек, бережно относящийся другому человеку, удостаивается качества деликатного.

Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную точность. Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, а именно, ценностные отношения.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» и т.д., а также это совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и т.д., когда само отношение выступает в качестве ценности. Таким образом, ценностными отношениями можно называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он – цель и мера всех вещей. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент определялся как нравственное воспитание, точно отражая основной объект формируемого отношения – «другой человек». В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность, и как обобщающее, гуманность.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, формах, этапах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за ее пределы, где тоже в закономерном движении рождаются, умирают, и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, леса, реки, гор, земли и т.д.

Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «справедливость», «равенство», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы, в итоге, к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не выйти на ступень современной культуры, только в социальном контексте можно освоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком.

Ценностное отношение к обществу – это последовательный и поэтапный процесс. Общество выступает для ребенка вначале в виде общепринятых нормативов («так надо», «так нельзя»), регуляторов его поведения в обществе. Позже дети знакомятся с понятиями социальных ролей человека в обществе. Далее – с правовой основой общества и политическим устройством. В юности неизбежным содержанием воспитания становятся отношения к исторической фигуре, ведущей историческое социальное развитие, а затем и актуальные проблемы личной роли выпускника в обществе.

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине. Патриотическое отношение – это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорит на одном языке. Такое отношение строится на чувстве привязанности к месту жительства, изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное – на желании содействовать благу Родины. Однако процесс формирования патриотизма всегда очень сложен и проблематичен для научного анализа.

Наконец, отметим еще один содержательный блок воспитательного процесса, а именно, ценностное отношение к труду.

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям (так как природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательное обучение его навыкам труда.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что неразумным оказалось бы желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает такую надобность. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего.

Таким образом, формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели – те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, по мнению П. И. Пидкасистого, и есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.