logo search
Шпоры по педагогике 3 курс

77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.

Термин мировоззрение вошел в употребление в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. В русском языке в качестве его синонимов долгое время выступали слова миросозерцание, мировосприятие, мироощущение. Как правило, это были представления о некоем обобщенном и высшем знании, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить и согласовывать свое поведение и деятельность с непреходящими идеями и законами, господствующими в мире.

В философской энциклопедии данное понятие трактуется так: "Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей".

Раскрывая сущность мировоззрения, ученые обычно оперируют такими категориями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, в которых выражается ее отношение к явлениям и событиям окружающей действительности и которые определяют ее жизненную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы, и общества и которые определяют его гражданско-патриотическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни и деятельности.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: а) всю совокупность знаний человека; б) его взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь указанные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).

Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной основы природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково пониматься любым человеком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Знания в структуре мировоззрения являются достаточно подвижным компонентом, поскольку они могут изменяться, совершенствоваться и т.д.

Чтобы знания способствовали развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляд есть мнение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений и определением своего отношения к этим явлениям или событиям.

Более устойчивый и действенный компонент мировоззрения - убеждения человека. Под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности или искусству, которые определяют прочность жизненных ориентации (позиций) личности, характер и направленность ее деятельности а поведения. Убеждение - это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Психолог С.Л.Рубинштейн писал: "Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть". Иначе говоря, идеал человека - это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и стремится стать.

Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь его компонентов. Какие это компоненты?

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящее в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних

и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бес, печаль, горе и т.д. Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др. Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие.

4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям,

необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствует их

жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила. Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.