Материал для девочек
Начало. Началом разговора может стать чтение народной сказки «Дочь-семилетка» или просмотр мультфильма студии «Пилот» «Умная дочка».
Какое качество ценится в дочери? (смекалка, находчивость, помогающие спасти отца)
Лапочка-дочка. Лучше всего беседу построить на «собирании» образов девочек-дочек: пусть сами слушатели предлагают вспомнившиеся (запомнившиеся) им образы дочек из самостоятельно прочитанных произведений или из тех, что уже были прочитаны на занятиях. Цель – сформировать наиболее полный и в целом позитивный образ дочери - самостоятельной, трудолюбивой, умеющей уважать и любить, нежной и заботливой, бескорыстно.
Можно отдельно сказке Аксакова «Аленький цветочек», чтобы поговорить о том, что такое дочерняя привязанность. Можно ли ее считать покорностью (рабством) или выбор младшей дочери Настеньки сознательный, основанный на уважении и любви? Как вы думаете, почему не со всеми тремя дочками у купца сложились столь близкие, доверительные отношения?
Мамина дочка. Прочитаем вступление к сказке «Василиса Прекрасная»:
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
(полный текст этой сказки можно найти в сб. А.Н.Афанасьева)
Что символизирует кукла в этой сказке? Как вы понимаете метафору обряда «дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»?
Что значит «дать поесть» - помнить, чтить. А как «поможет несчастью»? Такое возможно только в сказке?
Давайте вспомним еще одну дочку – Венди из сказки Дж. Барри «Питер Пэн и Венди» - девочку, которая, как и ее мама, стала своим братьям мягкой, заботливой заступницей и помощницей. Где она научилась добру?
Произведения современной финской писательницы Туве Аппельгрен «Веста-Линнея и капризная мама», «Спокойной ночи, Веста-Линнея» - яркие, эмоциональные и очень близкие современным девочкам книжки позволят поговорить о самых важных взаимоотношениях – отношениях мамы и дочки: об эмоциональной близости, взаимопонимании, доверии и умении прощать.
Совсем на девочку не похожа! Давайте теперь вспомним одну замечательную дочку разбойника – Ронью. А какая она дочка?
(вся книжка посвящена тому, что Ронья – это истинное дитя своих родителей, впитавшая их смелость и мудрость, безрассудство и смекалку, любовь к свободе и честность)
В качестве еще одной необычной дочки можно предложить для обсуждения Алису из фантастических повестей Кира Булычева «Путешествие Алисы».
Работа с иллюстрациями в альбоме.
Для беседы о том, какими могут быть отношения между родителями и детьми, можно обратиться к рисункам в альбоме: на них изображены две семьи, два типа взаимоотношений между взрослыми и детьми – подчинение, недоверие и строгая иерархия на одной картинке и доверительные, равные, партнерские отношения на другой.
Вопрос к группе: в каком случае дети и родители могут стать друзьями?
Итогом занятия станет совместное составление портрета дочки: постараемся назвать все приписываемые им качества (например, традиционно дочек считают мамиными помощницами, капризными принцессами, более усидчивыми и т.д.), все качества, которые определяют идеальную дочку, а также каждая из участниц занятия попробует определить, какие качества для современной дочки лично ей кажутся важными. Для этого согнем лист бумаги на три части: девочки будут заполнять каждую из частей постепенно, каждый раз переворачивая листок так, чтобы не было видно предыдущую запись: сначала укажем, какая дочка должна быть, потом напишем, в чем трудность быть хорошей дочерью, и наконец, постараемся определить, от чего зависят благополучные, гармоничные отношения девочки и родителей.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков