1. Акселерация
Итак, почему последние три десятилетия проблема полового воспитания и просвещения детей и подростков стала столь актуальной в нашей стране? Одной из причин явилась акцелерация. Это явление не совсем новое. Оно возникло в конце XIX века. Но ощутимый скачок произошел в XX веке.
Термин «акцелерация» (то же, что и акселерация - Советский Энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1984, с. 32.) в переводе означает «ускорение», и в данном случае речь идет об убыстренном развитии человеческого организма. Несмотря на многолетние упорные стремления ученых во многих странах мира вскрыть ее причину и научиться управлять этим явлением, акселерация все еще остается загадкой для человечества. И если сегодня факты этого процесса не оспариваются никем, то причины, обусловившие его, объясняют по-разному. Остановимся на некоторых из них.
Радиоволновая теория. Некоторые исследователи считают, что постоянно пронизывающие наше тело радиоволны активизируют деятельность гормонов роста. Очень близко к радиоволновой теории примыкают высказывания некоторых авторов о том, что акселерация связана с изменением уровня космического излучения, или естественного радиоактивного фона Земли. В качестве доказательства они приводят данные опытов на животных, которые показывают, что малые дозы ионизирующей радиации (ионизирующих излучений) стимулируют развитие организма. Факторов дополнительного влияния ионизирующего излучения на организм человека ученые считают широкое распространение рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических методов исследования.
Гелиогенная теория. Поскольку Солнце является источником жизни на Земле, следовательно, солнечная энергия может ускорять или задерживать рост в зависимости от измененная солнечной активности.
Конституционная гипотеза. Эта теория объясняет акселерацию как следствие действия многообразных раздражителей современной цивилизации на определенный тип людей с повышенной вегетативной, центрально-мозговой восприимчивостью и умственной реактивностью.
Урбанизация. По мнению авторов этой теории, человек в большом городе подвергается воздействию целого ряда факторов: телефонизация, телевидение и т.д., обусловливающих раннее сексуально-психическое развитие подростков, которое ускоряет их общее половое созревание. Стрессовые факторы и городской шум оказывают воздействие на многие функции и системы человеческого организма. Эта теория находит свое подтверждение в том, что темпы ускорения физического развития, роста и полового созревания у городских детей выражены значительно ярче, чем у сельских.
Алиментарная теория. Выдвигает положение, что акселерация обусловлена изменениями в питании людей, в частности, увеличением потребления таких ценных в пищевом отношении веществ, как белки и жиры.
Генетическая теория. Многие ученые связывают акселерацию с какими-то сдвигами в механизме генетической информации, в соответствии с которыми происходит развитие человеческого организма. По мнению этих ученых, изменение генотипа вызвано смешением различных рас и национальностей людей вследствие изменения государственных, религиозных, национальных и кастовых преград. Стали широко практиковаться браки между людьми, выросшими в разных условиях, это и обусловило изменение наследственности, создало более благоприятные условия для физического совершенства человека.
Итак, какая из этих теорий объяснит причину акселерации? Подавляющее большинство авторов считают, что явления акселерации обусловлены не каким-либо одним, а комплексом всех перечисленных и неизвестных еще факторов.
Явление акселерации затрагивает все возрастно-половые группы людей. Но особенно акселерация повлияла на детей и подростков. Акселерация детей и подростков характеризуется триадой: увеличением их веса и роста, ранним половым созреванием и ускоренным интеллектуальным развитием.
Как показали исследования последних лет, изменения в росте и весе начинают проявляться в тот период, когда ребенок еще находится в утробе матери. За последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 500 г, а рост на 2 см. Удвоение веса новорожденных происходит к 4—5 месяцам вместо 6 месяцев ранее. Первый молочный зуб прорезывается на 1—1,5 месяца раньше. Смена молочных зубов начинается на 1 год раньше. В настоящее время подавляющее большинство малышей начинают держать головку, сидеть, ползать, ходить и даже говорить значительно раньше, чем их ровесники конца 50-х годов.
Чем старше становятся дети, тем все больше и больше отличаются они по размерам тела от своих одногодков, живших 30 лет тому назад. В возрасте 12—15 лет эти различия достигают максимума. Разница в росте у 15-летнего подростка средней полосы России в 1995 году по сравнению с 1964 годом составляет 12,3 см, в весе — 8,5 кг; у девочек — соответственно 8,7 см и 11,5 кг.
Одновременно с процессом роста происходит структурное оформление различных органов и систем. Высокий рост изменил конфигурацию сердца, просвет кровеносных сосудов. Каким образом? Порой подросток вырастает за 3—4 месяца на 4—6 см. При таком интенсивном росте сердце не успевает сохранить свою классическую форму. Оно вытягивается в длину за счет уменьшения поперечного размера (в длину может увеличиться до 3 см, а поперечный размер уменьшается до 2 см). Такое сердце приобретает форму, напоминающую по очертанию вытянутую каплю. Отсюда появился термин «капельное сердце подростка». Такое сердце не справляется со своей нагрузкой, и как результат, заболевания, не характерные для данного возраста: стенокардия, острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Сосуды также не успевают расти за линейным размером тела. Они вытягиваются в длину за счет сужения в своем просвете и истончения стенок. В результате нередки случаи стойкого повышения давления, не характерные для 13—15-летнего возраста. Вот почему высокорослые дети физическую нагрузку переносят хуже в подростковом возрасте, чем дети среднего роста.
Но особенно акселерация повлияла на сроки начала полового созревания. Первым признаком начала полового созревания у девочек является появление ежемесячного цикла потери крови, названного менструацией (или регулами). У мальчиков начало полового созревания характеризуется появлением поллюции (непроизвольное семяизвержение, которое происходит обычно ночью). В 50—60 годах регулы у девочек начинались в возрасте 13,5—14,5 лет, у мальчиков поллюция — в возрасте 15—15,5 лет. Сейчас у девочек менструация начинается в возрасте 11,5—12 лет, у мальчиков поллюция — в 12—12,5 лет. Но во многих регионах страны есть девочки, у которых в 7—8 лет начался этот регулярный цикл. Вот почему введена должность — детский гинеколог.
Детский гинеколог отличается от взрослого гинеколога так же, как терапевт от педиатра. Если у девочки так рано начался цикл (хотя менструация абсолютно нормальное явление для развития женского организма), то, безусловно, такая девочка, как и любая женщина, должна наблюдаться у гинеколога. Не ведите ее к взрослому гинекологу, не теряйте времени. Вы должны показать ее детскому гинекологу, который будет ее наблюдать.
Как уже отмечалось, у мальчиков начало полового созревания характеризуется появлением поллюции. Поллюция может быть раз-два в месяц, иногда чаще, иногда реже. Если поллюций нет совсем, то это свидетельство замедленного полового созревания. Раньше первая поллюция приходилась у юноши на возраст 14,5—15,5 лет. Однако первый сперматозоид, способный оплодотворить яйцеклетку, появлялся в семенной жидкости спустя 3—4 года после появления первой поллюции. Это значит, что первый половозрелый сперматозоид появлялся в семенной жидкости у юноши в 18—19 лет. И, если раньше 18-летний юноша имел близость с женщиной, то обычно женщина не беременела от этого юноши, так как у него в семенной жидкости не было достаточного количества созревших сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Что же произошло в век акселерации? У мальчиков поллюция начинается в 12—12,5 лет. Первые половозрелые сперматозоиды в семенной жидкости, способные оплодотворить яйцеклетку, появляются через 0,5—1 год. Поэтому уже в 13 лет подросток может стать отцом семейства.
А что значит, если у девочки начались регулы? Это значит, что у нее зафункционировали внутренние женские органы и в кровь стали поступать вырабатываемые ими гормоны, которые определяют ее поведение с противоположным полом.
На формирование полноценных внутренних женских органов до акселерации уходило от 4 до 5 лет. Таким образом, если у девушки менструация начиналась в 13,5—14,5 лет, то к 18—19 годам она была уже сформирована как взрослая женщина, что и определяло ее влечение и поведение с противоположным полом. Ну что же, на это она имела все права. Моральное право: ну когда же влюбляться как не в 18—19 лет? Социальное право: девушка к 18—19 годам приобретала тот минимум образования, который предъявляло к ней общество в то время. К этому возрасту она или имела специальность или уже работала. Юридическое право: если она полюбит человека, с которым при взаимном согласии захочет создать семью, то их брак будет зарегистрирован. Физиологическое право: если в 18—19 лет девушка забеременела, то она могла родить здорового ребенка и сама остаться здоровой после беременности и родов. Это происходило потому, что к 19-и годам созревала не только женская половая система и органы, а также все органы и системы ее организма, вплоть до клеточного уровня.
Поэтому если девушка в 19 лет и старше беременела, то весь «строительный материал» ее организма шел на построение зародившегося ребеночка, а не на совершенствование и развитие ее клеток, органов и систем. Потому-то в 19 лет при соответствующем поведении (отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации и выполнение рекомендаций врача во время беременности) женщина рожает здоровое дитя и сама после беременности и родов остается здоровой.
Что же произошло в век акселерации, когда у девочки менструальный цикл начинается в 11,5—12 лет, а то и ранее — в 7—8 лет? На формирование ее внутренних женских органов до взрослого состояния уходят 3—4 года и к 14—15 годам в кровь начинают поступать гормоны, которые так же как и ранее определяют ее поведение с противоположным полом. Вся та влюбленность, желание иметь ласку и интимную близость, создать семью и родить дитя — это не распущенность наших девочек. Это в них заговорила природа. Но вся сложность в том, что наряду со сформировавшимися внутренними женскими органами к 14—15 годам другие внутренние органы и системы организма к этому возрасту еще не достигли полной зрелости. Не завершили свое построение и многие клетки организма подростка.
И если девочка забеременела в данном возрасте, то она на это не имеет ни морального, ни социального, ни юридического, ни физиологического права. Появляются серьезные разногласия, сложности во взаимоотношениях родителей с дочерью, трудности в оформлении брака. Прерывается ее физическое развитие, так как на двоих «строительного клеточного материала» не хватает: кому-то его достанется больше, кому-то меньше. Как правило, сильный побеждает слабого. В данном случае мать становится более сильной по отношению к собственному дитя. В результате ребенок недополучает очень многих необходимых для его здорового формирования компонентов. Он рождается физически ослабленным или умственно отсталым.
Физическая ослабленность проявляется сразу при рождении, а потому такому ребеночку можно помочь. Умственно отсталых при рождении определить практически невозможно. Это проявится только после трех лет, когда на клетки головного мозга приходится основная информационная нагрузка. И вот то, что клетки мозга недополучили, и скажется в дальнейшем на восприятии информационного материала, на умственном развитии ребенка.
Если же дитя отнимет нужный строительный материал у матери, развиваясь в ее чреве, то у матери на все время беременности прерывается физическое развитие, что, безусловно, скажется на состоянии ее здоровья во время беременности и после родов.
Вот почему ранние роды — это трагедия для девочки, часто трагедия для родившегося ребеночка, трагедия для семьи этой девочки и в целом трагедия для общества. Однако молодежь может спросить, почему же раньше на Руси девушка выходила рано замуж, рано рожала детей и все было вроде бы ничего? Если мы приведем статистику, сколько детей, родившихся от 14-летних мам, умирало, или сколько этих 14—15 летних девочек, родивших детей, остались после родов больными женщинами, нам могут не поверить. Но молодежь не может не поверить тому, что она сама читала. Это сказки, знакомые с детства: «Конек-Горбунок», «Мальчик с пальчик», «Сивка-Бурка» и другие, где по развитию событий понятно, что девушку рано выдали замуж, она родила много детей, а потом оказывалось, что первый — дурак, второй — толстяк, третий тоже мог оказаться каким-то непутевым. И только последний оказывался самым смышленым и сильным. Почему? А потому что рождение этого ребенка приходилось на возраст матери 19—25 лет, когда молодая девушка, будущая мать достигала своего полного физиологического развития и потому ее организм во время беременности смог дать все необходимое для рождения здорового ребенка.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков