logo search
ГЕНДЕР целиком

Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)

Цель занятия: подвести воспитанников к мысли, что они сами могут стать создателями и властителями собственного мира, собственной семьи, того общества, в котором они будут созидать.

Рекомендации по проведению. Это последняя тема данного курса, а поэтому занятия по ней должны стать итогом, объединить в себе все важное и значимое, о чем говорилось ранее. Необходимо объединить в этом занятии материал бесед о социальном статусе, о гендерных ролях отца и матери, о великих тружениках и труженицах. Именно эти гендерные роли позволяют каждому человеку стать королем или королевой своего мира (профессионально, статусно в обществе или у себя в Доме).

Необходимые оборудование и материалы: доска, мел, бумага, карандаши, фломастеры, материал для коллажа (итоговое задание).

Материал для подготовки

Женские образы

Клеопатра (истории и легенды)

Екатерина II (биографическая справка)

Андерсен Г.-Х. Снежная королева.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. повести

Мужские образы

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Мифы Древней Греции и любые другие мифы о мироздании

Иван Грозный (ист. справка)

Петр I (ист.справка, легенды)

Шварц Е.Л. Пьесы; Сказки; Киносценарии. — СПб.: Кристалл, 2001. (Обыкновенное чудо – волшебник и король; Дракон и др.)

Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно. — СПб.: Северо-Запад, 1993.

образ пророка Моисея (можно по библейской легенде, можно по мультфильму)

Толстой Л.Н. Ассирийский царь Ассархадон»

Вход. На доске записаны все темы предыдущих занятий:

Дитя природы

Красота

Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия

Личность и общество. Социальный статус

Отношение к труду

Дети: сын, дочь

Влюбленные и возлюбленные

Родители: отец, мать

Попытаемся начать это занятие с того, что совместными усилиями сформулируем некоторый итог курса: начиная последнюю беседу, важно определить, что все темы были направлены на решение одной задачи – мужчина и женщина в человеческом мире – это два начала, объединение которых рождает гармонию. Для этого нужно, чтобы каждым из нас было осознано то, какой гендерной сущностью наполнена.

Вопросы воспитанникам:

Что общего было во всех занятиях?

Что было наиболее важным, значимым для вас?

А было ли что-то непривычное или неприятное? Приходилось ли преодолевать какие-то трудности?

Каждому из нас хотелось бы сделать так, чтобы мир был совершенным, а задумывались ли вы о том, что представление о порядке и совершенстве у нас очень разные.

Какой мир создают властители? Зачем стремятся захватить власть над миром чародеи и колдуны? «Кощей Бессмертный», Андерсен Г.-Х. Снежная королева, Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. повести

Легко ли быть властителем? Как вы понимаете выражение «быть Избранным»?

Например, на материале: Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно.

образ пророка Моисея (можно по библейской легенде, можно по мультфильму)

Для полноценного развертывания темы следует обратиться к образам исторических личностей – императоров, цариц, чтобы показать

- сложность, неоднозначность власти

- испытание властью

- различие мужской и женской власти

Властители мужчины: Иван Грозный, Петр I, Шварц Е.Л. Пьесы «Обыкновенное чудо» – волшебник и король; «Дракон».

Властители женщины: Клеопатра, Екатерина II и др.

А что самое главное для властителя? - Быть готовым нести ответственность за все происходящее в твоем государстве (мире, доме)

Можно ли быть хорошим властителем? Как?

Послушайте небольшой рассказ Льва Николаевича Толстого «Ассирийский царь Ассархадон» и постарайтесь понять, как писатель ответил, в чем секрет создателя своего мира.

«…Жизнь одна во всем, и в тебе только часть этой одной жизни. И ты властен только в этой одной части жизни, в себе. Только в себе ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе ты можешь тем, что будешь забывать себя, а жить жизнью других существ, будешь любить их.

(…)»

Итог.

Можно ли стать создателем собственного мира? Быть справедливым и добрым хозяином или хозяйкой своего дома, с радостью нести ответственность за своих близких, уметь дарить радость людям и получать от этого удовольствие – понимание собственной способности делать мир лучше, добрее.

Мини-эссе. А как мы устраиваем свой мир?

Или – создание коллажа «Мой мир».