5. Гемблерство как психологическая проблема
Гемблинг, также лудомания, игромания — (патологическая склонность к азартным играм F63.0 по МКБ-10) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994). В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах ХХ столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество «проблемных гемблеров» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, — достигает 5 % населения. Данные других исследователей (Ladouceur, 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных гемблеров выросло в Канаде более чем на 75 %. В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.
Гемблинг (патологическая склонность к азартным играм) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере». Гемблинг относится к аддиктивной форме девиантного поведения. Оно проявляется в изменении психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на игровой деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Патологическая склонность к азартным играм (гемблинг) входит в раздел МКБ-10 «Расстройства привычек и влечений» (F63.0). В качестве изначальной мотивации игровой деятельности выступает желание получить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определенной социальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенность игрового времяпрепровождения.
Суть гемблинга заключается в том, что игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. При этом нарушается целостность личности, происходит уход в одну сферу, что обедняет личность, лишает ее гармоничных отношений с самим собой и с обществом.
Выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:
Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
«Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.
Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.
В американской классификации психических расстройств диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.
А.
Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
Совершал криминальные действия — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
Б.
Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.
Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга — от игры на тотализаторе до игровых автоматов). Выделяют три подгруппы проблемных гемблеров: 1. с нарушением поведения; 2. эмоционально неустойчивые; 3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.
Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1–4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (Tavares, 2003).
Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.
Существуют факторы, предрасполагающие к гемблингу: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег, отсутствие семейного статуса, депрессия, а также различные варианты химической аддикции.
Выделяют три стадии развития гемблинга:
1. стадия выигрышей;
2. стадия проигрышей;
3. стадия разочарования.
Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.
Существует несколько фаз в поведении пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе.
Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.
Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто гемблеры описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все
Среди психологических особенностей гемблеров отмечаются так называемыме «ошибки мышления», которые формируют их иррациональные установки. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».
К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:
Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.
Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.
Замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.
К тактическим ошибкам мышления относятся:
Вера в выигрышный — фартовый — день.
Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.
Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.
Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.
Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.
Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
Представление о ставках как о сделках.
В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная гемблинг-эпидемия. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности гемблинг-зависимости. Исследование особенностей гемблинга среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России).По данным австралийских исследователей, более 5% подростков могут быть отнесены к проблемным гемблерам.
Социальные предпосылки, способствующие возникновению подросткового гемблинга:
· факт гемблинга среди родителей,
· положительное отношение к игре в семье.
Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.
Различные типы гемблеров
Д-р Кастер (Сайег) различает шесть типов гемблеров (т.е. азартных игроков).
1. Профессионал "Гемблинг - выгодная работа"
Реальный заработок.
Тщательное изучение техники и стратегии гемблинга.
Специализация обычно на конкретных видах гемблинга: часто покер при высоких ставках или очко.
Хладнокровное и терпеливое выжидание "предела", прежде, чем сделать ставку.
2. Антисоциальная личность "Гемблинг - часть криминальной жизни"
Нелегальное зарабатывание денег, что не всегда означает причастность к гемблингу.
Специализация зачастую на определенных видах преступлений или их комбинации. Например, воровство, грабеж, сводничество, торговля наркотиками и нечестный гемблинг (шулерство).
Использование крапленных карт и налитых свинцом игральных костей, махинации на скачках.
Легальная игра на украденные или нелегально приобретенные деньги.
Преступники часто бывают гемблерами.
3. Социальный, нерегулярно играющий "Гемблинг - всего лишь случайное времяпрепровождение"
Может позволить себе удовольствие поиграть (регулярно или периодически) в покер с небольшими ставками или другую карточную игру с друзьями или семьей.
Может несколько раз в год ходить на бега и делать небольшие ставки (от 5 до 20 долларов).
Раз или два в год может съездить в Лас Вегас, Рено или Атлантик Сити, обычно с друзьями или семьей, скорее для развлечения и кутежа, нежели испытывая волнение от одной мысли об игре. Учитывайте, что эта классификация разработана американским специалистом, и поездку в центры игровой индустрии могут себе позволить и семьи среднего достатка.
Игра ради отвлечения, развлечения, расслабления и возможности получить небольшое удовольствие.
Наличие других удовольствий, например, кино, театр, семейные походы, спортивные мероприятия ( в качестве зрителя или участника), хобби.
Спокойный отказ от игры, если она невозможна по каким-то причинам.
4. Социальный, серьезно увлеченный "Гемблинг - основной источник удовольствия"
Регулярная игра (один или несколько видов) с огромной увлеченностью и напряженностью.
Гемблинг - основной источник расслабления, развлечения, удовольствия и острых ощущений, но не случайный, как в п.З.
Наличие других удовольствий, которые занимают второе после гемблинга место.
Сравним с медленным, но упрямым продвижением вперед.
Любит выигрывать, но и готов к проигрышу, надеясь в конце отиграться.
Любит возбуждение, "действие", предвкушение победы, даже при проигрыше.
Проводит много времени, играя, но, как правило, внимателен к семье и друзьям, может разумно включиться в их проблемы и удовольствия.
5. Избегающий действительности "Гемблинг - самый важный вид деятельности"
Игра - это больше, чем просто расслабление, развлечение, удовольствие и возбуждение.
Во время игры забывается раздражение, напряжение, расстройства, депрессия, скука, фрустрация и чувство бесцельности, наполняющие жизнь.
Обычно только во время игры хорошее к себе отношение.
Возможны позитивные перемены в восприятии себя самого во время "действия".
Идентичность с алкоголиками в поиске возможности уйти от стресса, раздражения, депрессии, гнева, одиночества, опустошенности, скуки, расстройства и безнадежности.
Найдет в себе силы прекратить игру, если осознает такую необходимость, хотя это может оказаться труднее, чем для социального, серьезно увлеченного гемблера.
Наличие сильной, но не прогрессирующей зависимости от гемблинга, т.е. потребность играть стабильна и не возрастает со временем.
Может переживать финансовые трудности, связанные с игрой, но всегда способен остановиться и возместить потери.
6. Заядлый/патологический "Гемблинг как компромисс любой мысли и действию"
Управляем сверхсильным и бесконтрольным желанием играть.
Не может отказаться или контролировать это желание ради собственного удовольствия вне зависимости от того, сколь разрушительными могут быть последствия.
Не может отказаться или контролировать потребность освободиться от любого невыносимого давления, с головой погрузившись в действие.
Игра с нарастающей интенсивностью и назойливостью.
Типичные убеждения в том, что их проблема - это нехватка денег и везения или умения играть.
Полное "погружение" с большими проигрышами и затем "гонка" в надежде отыграть эти суммы, обычно в неистовстве бездумной игры.
Для поддержки гемблинга может прибегнуть к преступным действиям.
Не исключен суицид как возможный выход из сложившейся ситуации.
Отдает гемблингу все свое свободное время, энергию, материальные ценности и эмоциональные силы, до тех пор, пока эта страсть не подорвет и не завладеет всем значимым в их жизни.
Продолжает играть, даже когда это может лишить его всего, чем он владеет.
Продолжает играть, не принимая в расчет, что это может повлечь за собой бесчисленные долги.
Продолжает играть, даже будучи вынужден лгать, мошенничать, воровать и подрывать свое здоровье.
Продолжает играть, хотя это может привести к тюремному заключению и заставить их совершить самоубийство.
Они - последние, кто осознает компульсивный характер своего пристрастия к игре, зависимость от нее.
Они могут все еще верить в то, что способны прекратить играть, когда бы ни захотели, хотя сделать этого не могут, независимо от результата их попыток.
Это больные люди, страдающие от психологического заболевания, вызванного психологическими причинами.
Современные исследователи личностных расстройств Ц.П.Короленко и Н.В Дмитриева выявили некоторые факторы, предполагающие развитие игровой зависимости. Это:
- переоценка значений материальных ценностей,
- вещизм,
- фиксированное внимание на материальных ценностях,
- стремление играть в детстве в карты, домино, и. т. д.,
- участие в играх родителей и знакомых,
- зависть к более богатым родственникам и знакомым,
- убежденность в возможности решении всех проблем с помощью денег,
- неправильное воспитание.
Другой Американский исследователь А. Пастернак в качестве факторов предполагающих формирование игровой зависимости выделил:
- депрессию,
- принадлежность к этническому меньшинству,
- отсутствие семейного статуса,
- различные виды химической адикции (зависимости).
В этих факторах, они видели истоки зарождающейся «лудомании».
Кроме факторов «гемблинга», Р. Кастер выделил несколько стадий развития игровой зависимости. Это выигрыш, проигрыш и разочарование.
Стадия выигрыша при вероятностной доле большинства случайных выигрышей формирует у человека позитивное настроение и выстраивает положительные фантазийные образы в его сознании.
Стадия проигрыша способствует формирования у игрока состояния одиночества, глубокого размышления о проигрыше, хвастовства выигрышами и неспособностью остановить игру. При этом уменьшается забота о своей семье. На поведенческом уровне игроман становится раздражительным, скрытным, необщительным. В попытке отыграть проигрыш такой человек вынужденно попадает в долговую яму.
На стадии разочарования наблюдается потеря интереса к профессиональной деятельности, семье. Время, которое человек проводит за игрой, увеличивается до максимума. В попытке отыграть проигранные деньги зависимый от игры человек может совершить преступления. Появляются суицидальные мысли.
Исследования патологически-зависимых игроков показали, что азартные игры изменяют их эмоционально-волевую и личностно-смысловую сферу. личности. Это приводит к глубоким девиациям. Исследование ценностной иерархии гемблеров показали, что они не являются аддективными личностями.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»