Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
/. Учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней называется...
а) этиология;
б) дизонтогенез;
в) патогенез.
2. Недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции это...
а) симптом;
б) псевдокомпенсация;
в) дефект
3. К генетическим факторам, вызывающим нарушение интеллектуального развития относят...
а) асфиксию;
б) интоксикацию;
в) энцефалит;
г) полигенный характер набора хромосом;
д) фенилкитонурию.
4. Характерными признаками олигофрении являются:
а) органическое нарушение;
б) рекурентное развитие познавательной, сферы;
в) отсутствие прогредиентности.
5. Элементарными единицами наследственности являются
а) гены;
б) хромосомы;
в) аллели ДНК.
6. Наследственное заболевание нарушения обмена веществ, входящих в состав соединительной ткани, называется:
а) мунополисахаридоз;
б) фенилкитонурия;
в) токсоплазмоз;
г) гемолитическая болезнь новорожденных.
7. Укажите к каким заболеваниям может привести менингит
а) к глухоте;
б) гидроцефалии;
в) задержке физического развития;
г) ко всем выше перечисленным заболеваниям.
8. Стигмъ - это
а) признаки внешнего недоразвития;
б) неправильное развитие органов и тканей;
в) признаки внутриутробного недоразвития.
9. Гишртрихоз – это…
а) рыбья чешуя
б) избыточное оволосение;
в) родимые пятна.
10. Эпикант - это ...
а) маленькие глаза;
б) опущение век;
в) третье веко.
11. Соматический статус умственной отсталости определяет состояние ...
а) психического развития;
б) физического развития;
в) эмоционально-волевой сферы.
12. Почему диагноз деменция ставится после 2-х - 3-х лет?
а) деменция - это приобретенное слабоумие в результате травм или заболеваний ЦНС;
б) в 2-3 года ярко проявляются различные нарушения в интеллектуальном развитии;
в) в 2-3 года - это период становления речи и психических процессов;
г) 2-3- года - это период сформировавшейся речи;
д) в 2-3- года - появление связной речи.
13. К видам деменции относят:
а) органическую деменцию;
в) шизофреническую деменцию;
г) эпилептическую деменцию;
д) все выше перечисленные.
Вопросы к экзамену
Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема.
Предмет и задачи курса специальной психологии
Становление и развитие специальной психологии как науки.
Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка.
Понятие «первичного» и «вторичного» дефекта развития. Теория Л.С.Выготского.
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
Диагностика детей с отклонениями в развитии.
Методы изучения детей с отклонениями в развитии.(наблюдение; беседа; эксперименте; изучение документации ребенка; метод изучения рисунков).
Психодиагностические методы изучения ребенка.
Психология детей со слабо выраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР).
Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
Психология умственно отсталого ребенка
Причины умственной отсталости. Классификация умственной отсталости.
Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.
Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Особенности деятельности умственно отсталых детей.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
21. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
22.Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
23. Особенности развития познавательной сферы глухих и слабослышащих детей.
24. Особенности личностного развития глухих и слабослышащих детей.
25. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
26. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.
27. Особенности личностного развития слепых и слабовидящих детей.
28. Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей.
29. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА
30. Личностное развитие детей с РДА
31. Возможности психокоррекционной работы с детьми с РДА
32. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
33. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
34. Психолого-педагогическая характеристика гиперактивных детей
35. Содержание и работа ПМПК
36. Методы профилактики и коррекции отклонений в развитии.
37. Практические проблемы прикладной специальной психологии.
38. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы