6.1.Темперамент
Среди индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих его деятельность и общение, выделяют темперамент, характер и способности. Особое место занимает темперамент, т.к. это биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
Темперамент (от латинского "temperamentum" – соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических особенностей индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. В основе лежат типы высшей нервной деятельности (ВНД) и свойства нервной системы (НС). Выделяют 3 сферы проявления темперамента – общая активность (взаимодействие человека с окружающей средой), моторная сфера (темп, ритм движений), эмоциональность (впечатлительность, импульсивность).
Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.
Выделяют следующие теории темперамента:
1. Гуморальные теории.
Теория Гиппократа гласит, что в организме человека существуют 4 жидкости – кровь, желчь, черная желчь, слизь. В зависимости от того, какая из жидкостей в организме преобладает, то у человека выделяют следующие типы темперамента: сангвинический – преобладание крови, холерический - желчи, меланхолический - черной желчи, флегматический - слизи.
Лесгафт объяснял типы темперамента качественными особенностями крови. Особенности для различения типов темперамента – особенности кровообращения (например, тонкие или толстые стенки сосудов).
2. Морфологические теории.
Теория Э. Кречмера: психические особенности человека связываются с его телосложением. Он выделял циклотемический темперамент, который характерен для людей с широкой грудью, большим животом, большой головой. Шизотемический темперамент характерен для астеников.
У.Шелдон делил типы темперамента по конституциональным особенностям на эндоморфные, мезоморфные и эктоморфные.
3. Факторные теории.
Г.Айзенк выделил основные темпераментальные факторы. Сочетание различных факторов давало большое количество темпераментов.
4. Физиологические теории.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. В его лабораториях на собаках изучались условные рефлексы, в результате было выявлено, что у разных животных они образуются по-разному. Например, у одних условные рефлексы образуются быстро и долго сохраняются, а у других образуются медленно и быстро угасают. Одни животные могут переносить большие нагрузки и при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние. И.П. Павлов предположил, что все это зависит от особенностей ВНД животных. Таким образом, особенности высшей нервной деятельности(ВНД) собак были перенесены на человека. Кроме того, И.П. Павлов выявил три свойства нервных процессов – силу, уравновешенность и подвижность.
1. Сила – способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (способен ли организм выработать условные связи при звуке нестерпимо громкой сирены).
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
(что преобладает).
3. Подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе четырех темпераментов:
Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.
Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик.
Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик.
Слабый – меланхолик.
Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента. "Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым".
Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.
Холерический темперамент. «Холерический тип, – отмечает И. П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся!». "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу".
Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости, и даже агрессивности.
При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Флегматический темперамент. "Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни".
Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает плохое, опасное!».
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируются застенчивость, робость, нерешительность.
Темперамент – система биологически обусловленных фоновых явлений в психике человека. Многие темпераментные особенности человека выступают как задатки его способностей. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов, возбудимость – легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.
Однако темперамент не является ценностным критерием личности – он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов.
В настоящее время достаточно широко используется типология темперамента В.М. Русалова. Он выделяет 4 основных типа темперамента (по Павлову) и 5 дополнительных: смешанный высокоэмоциональный и низкоэмоциональный, смешанный высокоактивный и низкоактивный и неопределенный.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9