logo search
ответы по экологии

22. Наблюдение основной метод эод. Виды наблюдений

Наблюдение обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

Наблюдение играет большую роль и является ведущим методом формирования реалистического представления о природе:

• четкое знание практического материала о природе.

• Представление о взаимосвязях, существующих в природе.

• Понимание последовательности и системности процессов, происходящих в природе. Особое внимание здесь уделяется происхождению предмета и явлений природы и воздействие человека на них.

Наблюдения начинаются в первой младшей группе. Экопрограмма ДОУ предполагает практическое ознакомление с природным материалом (кролик, золотая рыбка, тополь, береза …). И т.о. это происходит во всех возрастных группах. Ребенок учится выделять существенные признаки, группировать предметы по общим признакам; и у детей возникает первичное представление и обобщается понятие. Накопление практического материала ведет к тому, что ребенок может устанавливать связи между данным практическим материалом.

Установление связей и зависимостей начинается уже со среднего возраста и к дошкольному возрасту у детей должно сформироваться умение на основе увиденного самостоятельно выявлять существующие связи в окружающей природе.

Виды наблюдения (по дидактическим задачам):

• Эпизодическое (первичные, повторные, сравнения).

• Итоговое

• Длительное

• По инициативе детей.