logo search
Ответы на вопросы по гос

8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности

ОБЩЕЕ:

Под психологической коррекциейпонимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности.

Основная задача– психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами.

Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю — его консультации.

МЕТОДЫ коррекционно-развивающей работы:

Организационные методы:сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Эмпирические методы:наблюдение, эксперименты (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

Интерпретационные методы,способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (между функциями и личностью, между отдельными параметрами и явлением в целом и др.).

Методы обучения:практические, наглядные, словесные.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающей (педагогической) работы, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.

_____________________________________________________________________________

Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В соответствии с характером дефекта и степенью, его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.

Система образования………………. (учреждения…………….)

Дошкольные учреждения:

Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.

Психокоррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Одной из первых в отечественной дошкольной специальной педагогике, базирующейся на гибком учете психологических и педагогических закономерностей, явилась созданная выдающимся педагогом и психологом А.А.Катаевой (А.А.Венгер) система сенсорного воспитания и сенсорного развития. Она построена с учетом механизмов формирования у дошкольников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов). Автором было доказано, что в дошкольном возрасте детская деятельность основывается на восприятии, именно оно становится побудительным мотивом всех видов детской деятельности. При отсутствии ориентировки на свойства и отношения объек­тов или недостаточном ее развитии затруднено вычленение существенных с точки зрения данной деятельности свойств и отношений. Это обусловливает значительный разрыв между пониманием функционального назначения предметов и реальным овладением предметным, или орудийным, действием, замедленный темп усво­ения навыков самообслуживания, неверное, искаженное формирование многих навыков.

Идеи А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили развитие в исследованиях Е.А. Стребелевой. Ею была разработана дидактическая система формирования у дошкольников с нарушениями умственного развития мышления как целостного процесса, каждый отдельный компонент которого является необходимым звеном общей структуры мыслительной деятельности ребенка. В коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми получило свое реальное воплощение фундаментальное положение отечественной психо­логии о генетической связи разных форм мышления. В дошколь­ном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мыш­ления — наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая, — образуя единый процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может преобладать либо одна, либо другая форма мышления, в связи с чем познавательный процесс обретает специфический характер.

В ходе занятий используются такие приемы, как сравнение, обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами окружающего мира, классифика­ция и систематизация узнаваемых фактов, формулирование вы­водов в виде суждений и умозаключений. Именно на этой основе у детей складываются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет им устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана в исследованиях Л.Б.Баряевой и И. В. Чумаковой. Они рассматривают процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как сложную мыслительную деятельность, в которой умственные процессы основываются на интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.

Дидактическая система, разработанная Е.А. Екжановой с позиций психолого-педагогического подхода, обеспечивает овладение смыслами продуктивной деятельности через формирование знаково-символической функции сознания. Работа начинается с формирования у детей с нарушенным интеллектом образов восприятия в процессе целенаправленного обследования предмета и последующего моделирования его формы способами, специфичными для лепки, аппликации, рисования. На этой основе постепенно складываются гибкие образы-представления. Под влиянием обучения дети овладевают умением выделять существенные и второстепенные признаки предметов, устанавливать аналогии создаваемых изображений и реальных предметов. Выявленный признак становится свидетельством определенного уровня обобщения.

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно в ней происходит формирование основных психологических новообразований. В игре ребенок удовлетворяет свои возрастные психологические потребности: быть как взрослый. Его захватывает сам процесс, который пока еще даже не направлен к конечной цели.

Трудовое воспитание включает в себя формирование практических действий, которое осуществляется в процессе усвоения детьми способов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены также на развитие умственных и практических действий: дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают приемами обработки различных материалов, узнают возможности их применения в повседневной и в эстетическо-художественной деятельности.

Занятия по ознакомлению с окружающим предусматривают формирование у детей целостного восприятия и адекватных представлений о различных предметах и явлениях окружающей дей­ствительности, о человеке и видах его деятельности, о его взаимоотношениях с природой. В ходе таких занятий у детей складываются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается их чувственный опыт, они учатся быть внимательными ко всему, что их окружает.

Психокоррекционная работа со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Специальные школы (вспомогательные) для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, во вспомогательных шолах дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами вспомогательной школы являются: коррекционно-развивающая – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.

Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости

К категории глубоко умственно отсталых детей относятся имбецилы и идиоты. Идиотия — самая выраженная степень умственной отсталости, имбецильность занимает промежуточное место между идиотией и дебильностью. Дети, страдающие указанными нарушениями, помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. Они являются инвалидами с детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.

Дети идиоты не подлежат обучению, и в нашей стране они в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

В России и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей-имбецилов с целью их дальнейшей социальной адаптации. Наиболее сохранная в интеллектуальном развитии часть имбецилов обучается в классах для детей с глубокой степенью умственной отсталости при специальных коррекционных школах 8-го вида.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости является трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.

2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация. Коррекционно-воспитательная работа включает в себя три этапа:

1) от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению;

2) от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета;

3) от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация умственно отсталых детей.

Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек. Дети с имбецильностью нуждаются также в дифференцированном подходе. Основной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни, что предполагает развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, о владение простейшими трудовыми навыками.