logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

Предисловие

Пособие «Педагогика начального образования: учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования; курс лекций» является частью учебно-методического комплекса по дисциплинам блока ОПД.Ф.02 «Педагогика» и ОПД.Ф.03 «Педагогика начального образования» и составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования (2005 г.). Оно имеет цель − помочь студентам в освоении теоретического материала по названным дисциплинам и подготовке к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Пособие составлено с учетом необходимости формирования у будущих учителей необходимых профессиональных качеств. При изложении концепций, теорий приводятся различные авторские подходы к их пониманию, что создает возможность для развития педагогического мышления и выработки у студента собственной позиции по той или иной проблеме.

Курс лекций состоит из двух разделов: Раздел 1 Педагогика, Раздел 2 Педагогика начального образования, материал в которых расположен по главам и параграфам. После изложения каждой темы предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, а в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы.

Раздел 1 Педагогика состоит из пяти глав: общие основы педагогики; педагогические технологии; управление образовательными системами; история педагогики и образования; нормативно-правовое обеспечение образования.

В первой главе рассматриваются сущность педагогической профессии, структура, функции и основные виды профессиональной деятельности, раскрываются современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога; раскрываются функции и задачи педагогики, ее категориальный аппарат, состав и система педагогических наук, отражающих современное состояние педагогической мысли в России; также уделено внимание методологии педагогической науки, даются классификации методов научно-педагогического исследования, рассматриваются его основные характеристики.

Во второй главе анализируется понятие педагогических технологий в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке, рассматривается многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации.

Третья глава посвящена вопросам управления образовательными системами. Здесь поднимаются такие вопросы, как: государственно-общественная система управления образованием в РФ, общие принципы управления общеобразовательными системами; школа как педагогическая система и объект управления; управленческая культура руководителя школы; основные функции внутришкольного управления: целеполагание, планирование, организация, контроль. Поднимается проблема инновационных процессов в образовании, формирования инновационной среды в педаго­гическом коллективе. Анализируются основные задачи и формы организации методической работы в школе, эффективные формы повышения профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация.

Четвертая глава посвящена вопросам истории педагогики и образования. Здесь раскрывается не только культурно-исторический характер воспитания, но и предпринимается попытка показать трансформацию целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры, развитие педагогической мысли от прошлого до настоящего времени. Особое внимание уделено развитию гуманистических традиций образования, значению педагогической теории Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци для развития педагогической науки и практики.

Пятая глава раскрывает проблемы нормативно-правового обеспечения современного образования. Рассматриваются права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве.

В Разделе 2 Педагогика начального образования материал располагается в восьми главах: введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов; теория обучения детей младшего школьного возраста; теория и методика воспитания младших школьников; коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников; история воспитания и начального образования в России; межнациональное общение; социализация личности ребенка в системе начального образования; педагогические технологии начального образования.

Глава шестая посвящена специфике педагогики начального образования как науки о воспитании, обучении и развитии младшего школьника. Здесь же уделено внимание возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка в младшем школьном возрасте, необходимости их учета в учебно-воспитательном процессе.

В седьмой главе рассматривается теория обучения детей младшего школьного возраста. Здесь анализируется обучение как специфический процесс познания, противоречия процесса обучения; мотивы учения и пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников. Раскрываются сущность педагогического процесса в начальной школе, его содержание и структура, понятие о педагогических закономерностях, функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая. Даются современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Раскрываются принципы обучения в современной педагогике, взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе. Рассматривается содержание начального образования, его компоненты, государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции, учебные планы и программы, их характеристика. Анализируется учебник и учебные пособия, показывается вариативность учебных планов, программ и учебников. Далее рассматриваются методы обучения, их многомерные классификации, проблема выбора учителем методов обучения в начальной школе. Более подробно анализируются методы устного изложения, методы работы учащихся с учебником и книгой; дается характеристика наглядных и практических методов обучения. Внимание уделено формам организации обучения в начальной школе: общеклассным, групповым и индивидуальным. Особо рассматривается урок как основная форма организации педагогического процесса, требования к современному уроку в начальной школе, типология и структура уроков, подготовка к ним учителя. Не обойден вниманием и вопрос об организации домашней учебной работы младших школьников, где даются ценные указания для начинающего учителя. Завершается глава рассмотрением важной проблемы проверки и оценки результатов обучения младшего школьника, диагностики развития личности ребенка в образовательном процессе.

Восьмая глава посвящена проблемам теории воспитания младшего школьника. Здесь рассматриваются воспитание как общественное и педагогическое явление, проблема цели воспитания в педагогической науке, современные концепции воспитания, характеристики гуманистического и личностно-ориентированного подходов в воспитании младших школьников, воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы, вопросы преемственности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются закономерности процесса воспитания школьников, принципы воспитания; дается понятие о методах, приемах и средствах воспитания, об организационных формах воспитания, характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания. Рассматривается базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе, направления воспитательной работы с младшими школьниками: нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое и т.д. Внимание уделяется проблеме коллектива и его сущности, особенностям становления и методам формирования коллектива младших школьников. Рассматривается воспитательная система школы, многообразие школьных воспитательных систем, их вариативность. Раскрывается проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

В девятой главе затрагивается проблема коррекционно-педагогического воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников.

Десятая глава посвящена вопросам истории воспитания и начального образования в России. Здесь рассматриваются особенности развития школы и педагогической мысли в Древней Руси, сущность реформирования образования в России 18 века, педагогика в России 19 − начала 20 веков, анализируется вклад выдающихся российских педагогов и общественных деятелей в развитие народной начальной школы и педагогической теории; дается материал о становлении народного образования в России после 1917 г., общая характеристика основных этапов развития советской школы, анализ идей начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных отечественных педагогов.

В одиннадцатой главе рассматриваются понятия культуры межнационального общения, национального самосознания и особенности его проявления в младшем школьном возрасте, проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников.

Двенадцатая глава посвящена проблеме социализации личности ребенка в системе начального образования. Здесь анализируются сущность процесса социализации, современные отечественные концепции социализации личности, ребенок как объект и субъект социализации, социальный опыт ребенка как основа его социализации. Уделено внимание воспитанию младшего школьника как субъекта социализации, даются показатели сформированности социальной активности младшего школьника. Далее уточняются принципы социального воспитания младших школьников, содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьниками.

Глава тринадцатая раскрывает технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Особое внимание уделено рассмотрению личностно-ориентированных технологий начального образования, в том числе, концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили.

В четырнадцатой главе освещены проблемы малокомплектной начальной школы, где раскрываются особенности учебно-воспитательного процесса, специфика проведения урока, организация самостоятельной работы учащихся, методы и приемы обучения младших школьников, особенности подготовки учителя к уроку. .

Курс лекций подготовлен коллективом авторов-составителей:

доцент, канд. пед. наук Т. А. Федорова (предисловие; раздел 1, гл.1 п. 1.3.; гл. 3; раздел 2, гл. 6 п. 6.2.; гл. 7 п. 7.1., 7.2., 7.5., 7.6, 7.7., 7.9.,7.10., 7.11, 7.13., 7.14., 7.15.);

доцент, канд. пед. наук Г. М. Неровных (раздел 2, гл. 6 п. 6.1.; гл. 7 п. 7.1., 7.3., 7.4., 7.5., 7.6., 7.7., 7.8.; гл. 9);

ст. преподаватель, канд. пед. наук М. Л. Мальчевская (раздел 2, гл. 11; гл. 12; гл. 14);

ст. преподаватель О. Н. Шадрина (раздел 1, гл.1; гл. 2; гл. 4; гл. 5; раздел 2, гл. 8 п. 8.7., 8.9., 8.10., 8.11.; гл. 10; гл. 13);

ассистент Я. В. Макарчук (раздел 2, гл. 8 п. 8.1., 8.2., 8.3., 8.4., 8.5.)

ассистент А. С. Кенкель (раздел 2, гл. 8 п. 8.6.).

Руководитель авторского коллектива  Т. А. Федорова.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………….

3

РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИКА …………………………………………………………………

8

Глава 1. Общие основы педагогики ……………………………………………………….

8

1.1. Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога ………………………………………………………….

8

1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук ………………………………………...

10

1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики ……………………………………………………………………………………………..

12

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

16

Глава 2. Педагогические технологии ……………………………………………………...

16

2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации ……………………………………………………………………………………………...

16

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………..

19

Глава 3. Управление образовательными системами ……………………………………

19

3.1. Государственно-общественная система управления образованием в РФ. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления ………………………………………………………………………………………………….

19

3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении …………………………………………………………………………………………………..

25

3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль

28

3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе ………………………………………………

31

3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация …………………………………………………………………………….

33

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

36

Глава 4. История педагогики и образования …………………………………………….

37

4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры …………..

37

4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли ……………………………………………………………………………………

39

4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А. Коменского. Значение педагогической теории Я.А. Коменского для развития педагогической науки и практики …………………………………………………………………………………………...

42

4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов И.Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования

45

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………

47

Глава 5. Нормативно-правовое обеспечение образования ……………………………..

47

5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве ……………

47

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………..

50

Раздел 2. Педагогика начального образования ………………………..

51

Глава 6. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов …..

51

6.1. Педагогика начального образования как наука о воспитании, обучении и развитии младшего школьника …………………………………………………………………………………………………..

51

6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе ……………………………...

54

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

56

Глава 7. Теория обучения детей младшего школьного возраста ……………………...

56

7.1. Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса обучения ……………

57

7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников ………………………………………………………………………………………

59

7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая ……………………………………………………………………………

61

7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе …………

64

7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе ………………………………………………………………………

68

7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции ………………………………………………………………………………………

70

7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников …………………………………………………………………...

72

7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе ……………………………………………………………………………………………

75

7.9. Методы устного изложения …………………………………………………………………………..

78

7.10. Методы работы учащихся с учебником и книгой ………………………………………………....

80

7.11. Наглядные и практические методы обучения ……………………………………………………...

83

7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные ……………………………………………………………………………………………

85

7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе …………………………………………………………………

87

7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку ………………………………………………………………………………………………………

89

7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников …………………………………

92

7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе ……………………………………………………………………………………………………..

94

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

98

Глава 8. Теория и методика воспитания младших школьников ……………………...

99

8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке ………………………………………………………………………………………

99

8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников ………………………………………

101

8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста ……………………………………..

104

8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания …………………………………………………………………………………….

106

8.5. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах …………………………………………………………………………….

108

8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания ……………………………………………………………………….

111

8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками ……………………………..

115

8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива …………………………………………………………….

117

8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах ………………..

120

8.10. Педагогические основы взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей. Роль классного руководителя в работе с семьей воспитанников. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи ……………………………………………………………………………

123

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

127

Глава 9. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников …..

127

9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников ……………………………………

127

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

128

Глава 10. История воспитания и начального образования в России …………………

128

10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века ………………………….

128

10.2. Школа и педагогика в России 19  начала 20 веков. Вклад выдающихся российских педагогов и общественных деятелей в развитие народной начальной школы и педагогической теории. Идеи свободного воспитания в начальном образовании …………………....………………….

131

10.3. Народное образование в России после 1917 года. Общая характеристика основных этапов развития советской школы. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных отечественных педагогов ……………...………………………………………………………

134

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

136

Глава 11. Межнациональное общение …………………………………………………….

136

11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте ……………………...…..

136

11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников …………………………………...……………………………………

140

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

142

Глава 12. Социализация личности ребенка в системе начального образования ……

142

12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности ……………………………………………………………………………….…..

142

12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации ……………………………………………………………………………………………….

146

12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника …………………………………………………………...

147

12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьниками …………………………. …………….

149

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………..

151

Глава 13. Педагогические технологии начального образования ……………………...

152

13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей ……………………………..

152

13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования ……………………………..

154

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

155

Глава 14. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе ………………………………………………...............................

156

14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе

156

14.2. Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе ………………………………...

160

Литература для самостоятельной работы ………………………………………………………………...

166