Введение
Говоря о затянувшемся в нашей стране социально-экономическом кризисе, мы обычно имеем в виду экономический аспект проблемы и реже задумываемся о тяжести социальных последствий. Фокусируясь на экономике, мы не учитываем специфику социальных проблем, которые для своего решения нередко не требуют дополнительных финансовых вложений, а устраняются с помощью организационно-правового урегулирования.
Сказывается и привычка недооценивать роль социальных факторов. Нельзя забывать, что они могут привести к такому кардинальному именению ситуации, при котором какие-либо позитивные экономические преобразования окажутся вообще невозможными. В истории нашего государства такие прецеденты уже были (например, в 1917 году). Именно поэтому нельзя далее откладывать решение проблем, возникших сегодня в области воспитания и образования подрастающих поколений. Следует осознать: промедлением мы ставим под угрозу будущее нашего государства.
Нарастающее неблагополучие в области воспитания и образования детей сегодня ощущается всеми. Педагоги, медики, психологи давно уже бьют тревогу, и их призывы не остаются без внимания. Разрабатываются различные программы по оказанию помощи детям с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации. Открываются специальные детские сады, предназначенные для детей с отклонениями и задержками в психическом развитии. Растет число вспомогательных школ, классов выравнивания и педагогической поддержки, в которых используются специальные программы коррекции развития и обучения «проблемных» детей. Создана сеть специальных психолого-медико-социальных центров сопровождения развития ребенка, укомплектованных большим штатом специалистов разного профиля. Основной задачей таких центров является оказание квалифицированной помощи детям, родителям, педагогам.
Какова эффективность предпринятых мер? Статистика последних лет свидетельствует, что, несмотря на все усилия, число «проблемных» (неуспевающих, дезадаптпвных, девиантных) детей растет. Сегодня по скорректированным (облегченным и растянутым во времени) школьным программам обучается намного больше детей, чем 15-20 лет назад. Происходит негласное снижение уровня образовательных стандартов. Оценка качества знании показывает, что до 30% учащихся средней шко
5
лы не умеют читать и более 60% фактически неграмотны. В результате возникают самые разнообразные проблемы в обучении, а далее и в поведении и в социальной адаптации ученика в целом. Сегодня около половины школьников, несмотря на все усилия, не осваивают даже начальной общеобразовательной программы. Значительное снижение уровня образованности и культуры подрастающих поколений, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, вполне очевидно.
Известно, что за экономическими и социальными сдвигами закономерно следуют определенные изменения и в психологии людей, которые с течением времени становятся необратимыми, а молодые поколения как бы сразу вырастают «другими». Однако прогрессирующее осложнение ситуации в образовании вызвано не только тем, что экономический кризис обострил семейные проблемы и другими стали дети, но и тем, что при этом не изменились программы и методы обучения (которые сложились к началу 80-х годов прошлого века). Растет несоответствие, разрыв между психологическими особенностями, которые свойственны детям, приходящим сегодня в школу, и теми требованиями, которые школа предъявляет к их психологическим характеристикам. Мы уже привыкли говорить о детях, не готовых к школе и не способных к обучению. Хотя правильнее было бы сказать, что школа потеряла способность обучать детей и тем самым перестала выполнять свою функцию.
Практические психологи, работающие в школах и семейном консультировании, искренне стараются выправить положение. Однако следует признать, что складывающаяся система психологической помощи детям явно неудовлетворительна, так как не способна даже стабилизировать ситуацию. Гуманистическое принятие проблемных детей и забота в первую очередь об оказании им практической помощи в адаптации уводят от анализа объективных причин, которые порождают детские проблемы и делают эту помощь необходимой. Объяснение современной критической ситуации в образовании ухудшением условий жизни — это не понимание причин, а отговорка, оправдывающая неумение разобраться в проблеме и найти пути ее решения.
Не претендуя на полноту освещения вопроса, мы предлагаем вниманию читателей изложение результатов наших исследований, которые позволили выделить ряд объективных причин, порождающих типичные отклонения в развитии современных детей, приводящие в дальнейшем к школьной дезадаптации и неуспеваемости. Также мы предлагаем социальную технологию, которая позволяет предупреждать отклонения в
Введение
развитии и не допускать проблем в период обучения ребенка в школе. Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) создавалась на основе многолетней (с начала 80-х годов) практической работы автора в школах и к середине 90-х годов обрела ту форму, в которой в основном используется в настоящее время. Первые две ступени ТООР («Методика определения готовности к школе», «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»), а также сквозная технология работы с «гиперактивными» детьми («Оптимизация обучения и развития детей с ММД») опубликованы как методический инструментарий фирмой ИМАТОН и широко используются во многих школах России и ближнего зарубежья. Третья ступень технологии, направленная на оптимизацию работы с учащимися 7-11-х классов, готовится к выпуску. В полном объеме ТООР используется автором в базовых школах с 1992 года, а с 1997 года на нее полностью перешли психологи ПМСЦ Невского района Санкт-Петербурга. Более чем десятилетний опыт работы показал, что ее использование позволяет значительно снизить процент неуспевающих и дезадаптивных учащихся, сократить объем коррекционной работы, во многом предупредить девиацию подростков, а также помогает «открывать» одаренных детей и помогать реализации их способностей. В монографии излагается опыт применения ТООР, который будет полезен школьным психологам, педагогам и заинтересованным родителям.
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература