logo search
ответы по экологии

2. Роль природы в нравственном воспитании дошкольников

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу.

Главная задача в нравственно-эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к ПРИРОДЕ - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий.

Организовывая деятельность ребенка в данной сфере, т.е. воспитывая его, нужно побудить его к нужной мотивации и привлечь к определенной цели (например, к бережному отношению к природе). Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Задача педагога - направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе. «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой.

Нравственное воспитание должно быть связано с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов), работам по уходу за животными.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить. Для этого необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долг.

Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.