logo search
psih_i_ped

6.3. Способности

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требова­ний к физическим, психофизиологическим и психичес­ким возможностям человека. Способности – мера соот­ветствия свойств личности требованиям конкретной дея­тельности.

Высокая способность к конкретному виду деятель­ности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, - гениальность (от латинского "genius" – дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социаль­ных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в ско­рости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особен­ности психической деятельности индивида.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каж­дый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может вызвать направленность личности к тем или иным видам деятельности, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются психические особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к определенным видам деятельности. Не существует хороших или плохих спо­собностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосыл­ки – задатки для последующего их развития в опреде­ленных условиях. (Так, соответствующие свойства зри­тельного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденной предпо­сылкой формирования художественных способностей.)

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость обра­зования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны – на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов.

Основа всех способностей индивида – его познавательно-ориентационные возможности, обеспечивающие информационную систему его поведения и деятельности.

Действительность отражается познавательными про­цессами; к ним относятся: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Эти процессы обес­печивают информационное моделирование действи­тельности, формируют ориентировочную основу чело­веческой деятельности, реализация которой опосредуется эмоционально-волевой регуляцией. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы образуют психическую деятельность человека, его способность к взаимодействию с окружающей средой.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на сложные – способность к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, па­мяти, мышления, воображения, воли и т.д. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных, интеллектуальных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

Понятие одаренности.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.

Одаренные дети

Признаком одаренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т.е. опережение возраста. Тем самым признается внутренняя близость, взаимозависимость возрастных изменений и проявление способностей.

Неодинаковость возрастной чувствительности, изменение ее уровня и направленности означает, что каждый период детства имеет свои специфические, неповторимые внутренние условия развития и что с возрастом происходить не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата ценных особенностей пройденных возрастных периодов.

Возрастные особенности подготавливают и одновременно сохраняют благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей, и даже можно сказать, что возрастные особенности выступают как составная часть самих детских способностей. Правомерно говорить о возрастных предпосылках способностей, или возрастных факторах одаренности, имея ввиду обусловленные возрастом повышенные возможности развития психики к каких-либо направлениях.

Выдающиеся дети тянутся к умственным усилиям, т.к. органически в этом нуждается их развивающийся мозг. При повышенной восприимчивости и стихийном характере приобретаемых знаний умственные занятия становятся для ребенка своего рода игрой, где можно проявлять неограниченную инициативу, опираюсь на воображение, наслаждаться пробой своих сил. Для таких детей умственная работа – увлекательнейшее упражнение.

У одаренных детей склонность к деятельности обуславливает не только время уделяемое работе, но и сам уровень достижений. В их активности заметно выступает потребность в постоянном возобновлении, в сложении умственной нагрузки. Здесь склонность идет впереди способности и является одним из важных факторов развития – придает положительную эмоциональную окраску умственным занятиям, повышает работоспособность. Возрастающая определенность склонностей обычно содействует и специализации способностей, а, в свою очередь формирующиеся способности могут направлять и ограничивать склонности.

К собственно умственным способностям детей могут быть отнесены их склонность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность их умственной деятельности.

[21, с. с.244-292; 75, с. 211-235, 122-147; 45, с. 6-10; 87, с.15-41]