logo search
Ответы на вопросы по гос

10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение».

«Технология– это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания».

Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение.

Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений.

Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Технология обучения– это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В. Сериков).

Педагогическая технология— это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату».

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

Признаки педагогических технологий.

При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить ее сущностные признаки.

Исходя из данных выше определений, можно выделить основные признаки технологии. Во-первых, технология определяется как деятельность, деятельность учителя и учащихся, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Е. О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

Признаками педагогической технологии являются:

- цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

- наличие диагностических средств;

- закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

- система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

- средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Раскроем содержание каждого признака и свойства.

+ Целевой признакуказывает на то, чего можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении школьника.

Очевидно, что одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цели в педагогических технологиях конкретизируются. В результате конкретизации у учителя должна быть сформулирована цель, обладающая следующими характеристиками:

  1. логически увязанная с общими целями обучения, содержанием обучения, логикой предмета;

  2. измеряемая (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т.д.);

  3. имеющая определенные рамки времени достижения.

+ Следующая существенная группа признаков педтехнологии - закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся и отбор и применение на их основе педагогических средств.

Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей.

- система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

- средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соотноситься, соответствовать деятельности школьника (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе учитель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Структурирование взаимодействия учителя и учащихся и применение педагогических средств выражают ключевые характеристики педагогической технологии - гарантированное достижение целей.

Наличие указанных признаков определяет свойства педтехнологии.

Технология должна быть целостной - это означает, что она должна отвечать всем выделенным признакам. Только в этом случае технология будет совершенной, завершенной и эффективной.

Многие авторские технологии, разработанные учителями, часто не обладают свойством целостности: акцентируется внимание на каком-либо достоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание остальные признаки технологии. Например, в начале своей деятельности В.Ф. Шаталов предложил такое эффективное средство, как опорные конспекты (сигналы). Но многие практики поторопились назвать это средство технологией, попытались заимствовать опыт Шаталова, но не у всех получались такие же результаты, как у автора. В дальнейшем и сам Шаталов, и его последователи пополнили опорные конспекты другими компонентами, свойственными педагогическим технологиям, и разработали одну из совершенных педтехнологий. Этот факт говорит о том, что не всякую находку можно отнести к технологии. Главное заключается в том, что гарантированное достижение цели дает только целостная технология.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.Термин оптимальный (от лат. слова optimus - наилучший) означает “наиболее соответствующий определенным условиям и задачам”.

Ю.К. Бабанский выделил несколько критериев оптимальности педагогического процесса. Применяя эти критерии, можно утверждать, что педтехнология будет оптимальной, если:

- ее применение способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

- ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость.Результат применения технологии - это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Очевидно, что две технологии могут быть сравнимы по их результативности и другим свойствам.

Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при описании или изучении конкретной технологии необходимо обратить внимание на ее воспроизводимость в определенных условиях школы.

Таким образом, педагогическая технология - это не дидактика, не теория воспитания, это и не методика обучения или воспитания.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания.

В педагогике существуют авторские педагогические технологии И.П. Иванова, Л.А. и Б.П. Никитиных, В.Ф. Шаталова, Р. и Д. Байярдов и др.

Структура педагогических технологий.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

Концептуальная частьпедагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материалаПроцессуальная частьпредставлена системной совокупностью следующих элементов:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.

К основным дидактическим принципам относятся:

 Рассмотрим содержательное наполнение каждой из данных частей.

1. Концептуальная основа техноло­гии. Важнейшим атрибутом педагогической технологии является концептуальное обо­снование её сути. Концепция должна со­держать, как минимум, пять основных со­держательных блоков:

  1. проблемное поле рассматриваемой сферы деятельности;

  2. ценностные основания преобразо­вания педагогической практики;

  3. цель проектируемой деятельности с описанием её конечного продукта;

  4. теоретические положения, состав­ляющие смысловое ядро замысла и опреде­ляющие в связи с этим основное содержа­ние будущей деятельности;

  5. принципы, конкретизирующие всю выстраиваемую деятельность.

 Итак, в первую очередь необходимо сформулировать проблему. Проблема — это фиксирование определённого несоот­ветствия, из чего следует необходимость преобразования педагогической деятельнос­ти. Если же нет проблемы, то и нет осно­ваний для изменения существующей педа­гогической практики. А следовательно, и нет необходимости в разработке либо вне­дрении новых технологий. 

Итоговые фразы этого блока могут зву­чать примерно так: "Таким образом, очевид­на проблема — разрыв между ... и ..., что свидетельствует о необходимости преобра­зования педагогической практики".

Например, при анализе ситуации, свя­занной со сферой социально-бытовой под­готовки учащихся с интеллектуальной недо­статочностью, нами была сформулирована проблема — разрыв между требованиями современной социокультурной ситуации к выпускнику школы, вступающему в само­стоятельную жизнь, и состоянием социаль­но-бытовой подготовленности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Из этого следовала необходимость преобразо­вания процесса социально-бытовой подго­товки учащихся с интеллектуальной недо­статочностью.

Далее необходимо предъявить ценност­ные основания преобразования педагоги­ческой практики.

В данной части должны быть изложены те положения, идеи, приоритеты и т. п., ко­торые стали основой для построения по-новому педагогического процесса. Они дол­жны быть чётко, лаконично Сформулирова­ны и иметь ссылки на источники (например: 1. Положение Конвенции ООН о правах ре­бёнка, гласящее .... 2. Идея о...). Кроме того, после каждого положения, идеи и т. п. следует сказать о том, что означает их воплощение в педагогический процесс ("Из этого следует", "Воплощение данных ценностей в контексте подготовки к ... оз­начает ...", "Данное положение предполага­ет..." и др.).

Например, "Ценностными ориентирами процесса формирования социально-бытовых умений у детей с интеллектуальной недо­статочностью явились следующие:

1. Лица с недостатками развития имеют право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от усло­вий обычной жизни их сверстников и в ко­торых человек с ограниченными возможнос­тями чувствует себя комфортно. Из этого следует, что педагогический про­цесс должен быть направлен на обеспече­ние социально-бытовой подготовки детей, адекватной современному уровню жизни.

2. Признание права ребёнка на индиви­дуальность и уникальность. "Каждый ребё­нок имеет уникальные особенности, интере­сы, способности и учебные потребности ... Необходимо разрабатывать системы обра­зования и выполнять образовательные про­граммы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих осо­бенностей и потребностей". Воплощение данных ценностей в контексте социально-бытовой подготовки детей означа­ет предоставление системой образования каждому ребёнку возможности достижения максимального для него уровня компетен­ции в области жизнеобеспечения, доступ­ное содержание обучения и оптимальный индивидуальный темп усвоения. 

В соответствии с заявленной проблемой и ценностями формулируется цель проек­тируемой деятельности с описанием её ко­нечного продукта. Например, "Целью процесса обучения в области бытового труда является ребёнок, владеющий базовыми бытовыми трудовыми умениями на уровне, обеспечивающем ему самостоятельную, независимую жизнедеятельность".

Далее предъявляются теоретические положения, составляющие смысловое ядро замысла и определяющие в связи с этим основное содержание будущей деятельности. В данном блоке концепции называются и кратко характеризуются в аспекте проек­тируемой деятельности те теории, положе­ния, подходы и т. п., которые выступили в качестве научно-теоретической основы вы­страиваемого по-новому педагогического процесса. И завершает концептуальную часть при описании технологии указание принципов конкретизирующих всю выстраиваемую деятельность. В этом блоке в соответствии со всем вышеназванным предъявляются основные положения (принципы), на основании кото­рых реализуется педагогическая деятель­ность. После формулирования каждого по­ложения указывается, что означает его ре­ализация в педагогической деятельности. Например, "1. Единство социализации и индивидуализации. Реализация этого принципа предполагает:

1) овладение детьми обязательным для всех объёмом знаний и умений в области бытового труда (жизненно значимым минимумом);

2) учёт индивидуальных достижений, возможностей и характера трудностей детей в процессе обучения. Это осуществляется путём инди­видуализации темпа овладения единым для всех программным материалом, вариатив­ности заданий & процессе обучения, оказа­ния разных видов помощи".

Итак, при описании разработанной или внедряемой педагогической технологии в первую очередь предъявляется её концеп­туальная основа, поясняющая, в связи с чем возникла необходимость её разработки или внедрения (наличие определённой про­блемы и необходимость изменить педагоги­ческую практику), какие ценности положены в основу замысла, в чём видится цель пе­дагогической деятельности, какие теорети­ческие положения составили смысловое ядро замысла, с учётом каких принципов и как выстраивается педагогическая деятель­ность. Всё это должно составлять не просто отдельные, независимые друг от друга блоки информации, а логическую цепочку, в которой каждый последующий элемент вы­текает из предыдущего:

 

2. Процессуальная характеристика технологии. Эта часть — собственно опи­сание технологии. Для предъявления техно­логии разрабатываются технологические характеристики каждого этапа деятель­ности:

 Собранные в определённой последова­тельности, такие характеристики и состав­ляют технологию деятельности [9].

 Например, этапы технологии форми­рования социально-бытовых умений у учащихся с интеллектуальной недостаточ­ностью описывались следующим образом:

1. Начальный диагностический.

Цель — выявить объём и состояние (правильность, уровень самостоятельности) имеющихся у детей социально-бытовых умений.

Средства достижения цели — практичес­кие задания, поручения, выполняемые деть­ми как на уроках СБО* (уроках диагности­ческой направленности в начале учебного года), так и во внеурочное время.

Результат (продукт) этапа — сведения об объёме и состоянии социально-бытовых умений у каждого ученика класса, отражён­ные в диагностической карте.

 

3. Ресурсное обеспечение — также важная часть при предъявлении технологии. Для обеспечения возможности широкого применения технологии важно предложить все необходимые для её воспроизведения материалы: содержание и методика диагно­стической деятельности, методические ре­комендации педагогам по работе на каждом этапе технологии, описание необходимых средств обучения и др.

Таким образом, технология отражает про­цесс, последовательность, логику педагогичес­ких действий, отличается алгоритмичностью.

Таким образом, методика является со­вокупностью различных методов обучения, воспитания и др. и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе. Технология всегда предполагает опреде­лённую логику, последовательность педаго­гических методов и приёмов — технологи­ческую цепочку действий, выполнение кото­рых гарантирует получение запланирован­ных результатов.