4.2.8. Личностные особенности ребенка
Изучение готовности ребенка к школе, естественно, нельзя ограничивать анализом его интеллектуальных способностей. Учиться в школе будет не интеллект, а ребенок, и те или иные особенности его эмоционально-личностной сферы могут либо облегчать процесс адаптации и оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнять и без того не простую жизнь первоклассника. Изучение личностных особенностей 6-7-летнего ребенка представляет особые трудности, так как нельзя использовать традиционно применяемые в этих Целях опросные методы. У детей этого возраста еще не развита само-Рефлексия, поэтому выводы, сделанные на основе их суждений о себе, не отличаются надежностью. Беседы с детьми также бывают малоинформативны, так как часто они не могут выразить словами то, что чувствуют или образно представляют. Ребенок может повторять за психологом его слова и соглашаться с тем, что он предлагает, но это не означает, Что таким же образом он действует. Кроме этого, сами личностные ха-1 эктерисхики ребенка еще не устойчивы, а поведение часто импульсив-°- Необходимую и достаточно надежную информацию о личностных
171
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
особенностях и общем самочувствии 6-7-летних детей дают проективные рисуночные тесты.
Проективные рисуночные тесты, в частности «Рисунки семьи» и тест «Дерево», традиционно используются практическими психологами в работе с детьми. Эти методики хорошо описаны в литературе (52, 66) ц потому не требуют подробного изложения. Однако следует специально отметить, что многие первоклассники еще не умеют толком рисовать и поэтому при интерпретации их рисунков следует учитывать только самые основные, общие характеристики изображенного.
Хочется также указать, что наиболее часто используемый тест «Дом, дерево, человек», является и наименее информативным. В Приложении 3 приведены рисунки первоклассника Виталика Д. Сначала он рисовал дерево, а потом на обороте листа изобразил свою семью, пожелав использовать схему «Дом, дерево, человек». Очевидно существенное различие в изображении деревьев. На основании отдельно изображенного дерева можно сделать вывод о гипертрофированной потребности ребенка в общении (крона занимает всю поверхность ствола), фактически он не может оставаться в одиночестве. При этом ребенок все время думает о маме, вспоминает ее (верхушка дерева находится в левом верхнем углу листа) и хочет в настоящее время быть с папой (низ дерева расположен в правом нижнем углу листа). Рисунок дерева настораживает, так как явно свидетельствует о эмоциональном неблагополучии ребенка, возможно, о наличии какой-то травмы. Во втором рисунке дерево изображено стандартным образом, ни о каких особых эмоциональных проблемах, кроме нежелания ребенка общаться с бабушкой, рисунок в целом не свидетельствует.
У Виталика год назад умерла мама, но он, по словам близких, достаточно спокойно перенес это. Адаптационный кризис при поступлении в школу нарушил непрочное эмоциональное благополучие ребенка, что и было выявлено при проведении обследования первоклассников на готовность к школе. Учителя и школьный психолог стали выполнять наши рекомендации, к сожалению, не сразу, а только месяц спустя, когда депрессивное состояние ребенка, сопровождаемое эмоциональными срывами, стало очевидным. (Тестированием это было выявлено еше в
середине сентября.)
Когда ребенок получает задание нарисовать дерево, он выдает самопортрет, срез эмоционального самочувствия. Рисунок «Дом, дерево, человек» дает мало надежную, описательную информацию об интеллектуальных особенностях ребенка, для изучения которых лучше использовать специальные тесты.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
рисунок дерева
Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его личные проблемы. Для выполнения теста требуется чистый лист бумаги (формата А4). Лист должен лежать перед ребенком вертикально. Дерево является вертикально ориентированным объектом, поэтому интерпретация особенностей его расположения на листе может быть достоверной только тогда, когда и лист ориентирован вертикально, конгруэнтен изображаемому объекту.
Ребенку предлагается нарисовать любое дерево, какое он захочет. Никаких дополнительных наводящих инструкций (типа: посмотрите в окно, вспомните, как вы гуляли в парке, что растет во дворе, что вы рисовали недавно на уроке...) давать нельзя. Если ребенок уточняет, можно ли нарисовать елку, пальму, зимнее дерево без листьев, осеннее дерево и т. п., следует ответить (но именно после таких вопросов, а не заранее), что можно все.
Рисовать можно чем угодно (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами), но выбор должен сделать сам ребенок. Для дальнейшей интерпретации личностных особенностей ребенка важно знать, каким цветом он пользуется и использует ли он цвет вообще. Поэтому нельзя, например, говорить детям, «приготовьте цветные карандаши» или «рисовать лучше ручкой». Необходимо, чтобы на столе был пенал, в котором лежат и карандаши, и фломастеры, и ручки, тогда ребенок сам сможет выбрать, чем он будет рисовать.
Лист должен быть абсолютно чистым, чтобы ребенок мог расположить дерево там, где ему захочется. Подписывать лист следует только после завершения работы. Если его заранее подписать внизу, то ребенок невольно перемещает изображение дерева вверх. Если подпись — сверху, то ребенок опускает изображение ниже, вообще не станет рисовать, например, солнце и облака. Все это искажает интерпретацию.
Для понимания личностных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следующие параметры рисунка:
1. Общий размер дерева. Отражает эмоционально окрашенное ощущение собственной ценности и значимости. Крупное (более Уз листа) — уверенность в себе, полпота жизни, энергетическое богатство. Размер дерева И>-% листа является наиболее типичным. Уменьшение размера дерева (к '/> листа и менее)
172
173
свидетельствует об отсутствии уверенности в себе, об ощуще. нии ребенком собственной незначимости, ненужности, о сниженной общей энергетике.
Расположение дерева на листе. Расположение рисунка в верх ней части листа говорит о мечтательности ребенка, отсутствии склонности к активным действиям, в нижней — свидетельству ет о практичности, приземленности, о том, что ребенок живет сегодняшним днем. Если дерево сдвинуто влево, то ребенок тя готеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо - тяготеет к отцу, испытывает его влияние.
Толщина ствола. Отражает силу «Я», веру ребенка в свои возмож ности. Наиболее важная характеристика для прогноза адаптации и потенциала личностного развития ребенка. Например, если де рево очень маленькое (буквально 3-4 см), но при этом ствол тол стый (2 см и более), то за такого ребенка беспокоиться не следу ет. Ребенок понимает, что сегодня его никто не ценит, никому он не нужен, но верит, что еще всем покажет, на что он способен. Такие дети, как показали наши наблюдения, хорошо адаптиру ются и в дальнейшем завоевывают уважение окружающих.
Форма ствола. Ствол в виде «морковки» острым концом вверх интерпретируется как инфантильность, сохранение установок и манеры поведения, свойственных более младшим детям. Ствол-«морковка» острым концом вниз обозначает некую из лишнюю взрослость, которая бывает характерна самостоятель ным, независимым детям. Более раннее взросление наступает тогда, когда ребенку приходится самостоятельно ухаживать за младшими родственниками или больными детьми в семье или когда мать оказывается исключительно легкомысленной. (Бы вало, когда мама говорила о восьмилетней дочери: «Что бы я без нее делала?») Такие дети управляют родителями, занимают по отношению к ним снисходительную позицию, дают им дель ные советы, делают замечания. Так же они ведут себя в школе с учителями, чем приобретают много неприятностей.
Тип дерева. Лиственное дерево — обычные, нормальные взаимо отношения с людьми; хвойное дерево — «колючие» взаимоот ношения с. людьми (издевки, насмешки); пальма — демонстра- тивность в общении.
Крона. Характеризует сферу общения. Наличие замкнутого си луэта кроны свидетельствует об определенном, ограниченном
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
к руге общения. Когда крона не замкнута, ребенок открыт, готов к установлению новых контактов
Соотношение кроны и величины дерева в целом. Отражает потреб ность в общении. Если крона составляет Уг-2Л величины дерева, то потребность в общении соответствует «норме». Увеличение или уменьшение кроны относительно указанных размеров от ражает усиление или снижение потребности в общении отно сительно того обычного уровня ее проявления.
Листья. Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) сви детельствует о том, что потребность в общении удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках, опав шие листья — потребность в общении не удовлетворяется. От сутствие листьев может также свидетельствовать о неумении об щаться. Прорисовка листьев свидетельствует об избирательности общения, о том, что ребенок учитывает особенности человека, с которым общается. Хаотичная зарисовка кроны характеризует непостоянство, хаотичность общения, при котором избиратель ность контактов или учет индивидуальных особенностей парт нера отсутствуют.
Дупло. Надежно можно интерпретировать только в тех случаях, когда из дупла кто-то высовывается или кто-то в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов, перио дически подталкивающих ребенка к совершению проступков («мелких гадостей»), совершенно не характерных для его пове дения. Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ре бенок мог это сделать.
Солнце. Солнце слева — свидетельствует об авторитете или дав лении матери (реже, бабушки); солнце справа — свидетельствует об авторитете, давлении отца (реже, дедушки).
Облака. Облака слева — потеря контакта с матерью, отсутствие ее воспитывающего влияния; облака справа — потеря контакта с отцом (буквально — «за облаками»). Сплошные облака по все му верху листа, тучи грязно-серо-синего цвета — полное нару шение эмоционального контакта с родителями, ребенок предо ставлен сам себе, какие-либо воспитательные воздействия, забота со стороны родителей отсутствуют.
Пень. Свидетельствует о том, что ребенок, не видит никаких пер спектив в будущем, жизнь может казаться для него закончен ной. Он не видит себя в том будущем, которое ему уготовано.
174
175
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Аналогично интерпретируется сломанное дерево.
Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу, че рез речку). Характеризует резкую перемену жизни (буквально: «кончилась одна жизнь, началась другая»). Важны сравнитель ная толщина пня и дерева. Если ствол дерева не тоньше пня, то ребенок не пострадал от изменений, происшедших в его жизни; если тоньше — то эти перемены травмировали его, привели к потере уверенности в себе.
Толстые ветки (одна или несколько) явно ниже кроны и отдель но от нее. Свидетельствует о наличии «замещающей» деятель ности, которая компенсирует неуспешность ребенка в основной деятельности (например, плохо учится, но хороший спортсмен). Ведущая деятельность становится незначима, так как потреб ность в достижениях удовлетворяется в замещающей деятель ности.
Поникшие, тонкие ветки, тонкий ствол, слабый нажим. Харак терны для рисунков чувствительных, впечатлительных, тревож ных детей.
Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нем полностью (их продолжение подразумевается за верх ним краем листа), свидетельствует о чрезмерной активности ре бенка.
Яблоки на дереве (или любые фрукты, цветы, бабочки). Свидетель ствует о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери, привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию.
Использование цвета. Использование чистых ярких цветов для раскрашивания характеризует нормальное эмоциональное со стояние. Использование черного, грязно-синих, грязно-корич невых цветов свидетельствует о преобладании отрицательных эмоций, наличии тревожности, невротических страхов. Отсут ствие цвета никак не интерпретируется.
Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся от середины). Свидетельствует о наличии конфликтующих ус тановок, трудно согласуемых интересах, невозможности сделать выбор, стремлении сохранить и то и другое. Такая ситуация мо жет провоцировать истерики, поведенческие срывы, довести до невроза.
Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся стволы. Возможны психические нарушения, связанные с неин-
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
т егрируемой двойственностью внутренней жизни, с расщеплением внутреннего мира (необходима консультация психиатра).
Из кроны дерева «вырастают» самостоятельные деревья с кро нами. Возможны шизофренические нарушения психики, уход в придуманный мир, фантастические страхи (необходима кон сультация психиатра).
Ствол не замкнут, фактически представляет собой две парал лельные палки, либо он похож на доску от забора, ровно срезан ную сверху; ветви грубые, толстые, похожи на бревна или доски забора, расходятся перпендикулярно от ствола, листьев нет. Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, на рушении общения, мировосприятия, эмоциональной деприва- ции (необходима консультация психиатра).
Рисунок семьи
После того как ребенок закончит рисовать дерево, его лист следует перевернуть на чистую сторону, положить горизонтально и предложить нарисовать свою семью, тех, с кем он живет и кого хотел бы нарисовать. Никаких дополнительных инструкций, как должен выглядеть рисунок (кого конкретно рисовать, с кого начинать и т. п.) давать нельзя. Нельзя «подводить» детей к «кинетическому» рисунку семьи, предлагая им изобразить ситуацию, в которой каждый член семьи чем-то занят. Ребенок должен сам решить, кого и как он будет рисовать. В этом проявится его обобщенное ощущение собственной семейной ситуации. Если ребенок изображает всех членов семьи стоящими рядом друг с другом, то он воспринимает ее как некое эмоциональное целое. Если он предпочитает «кинетический» вариант изображения, то семью он воспринимает как функциональную общность, в которой акцентируется именно специфическая полезность каждого ее члена. Если ребенок рисует в первую очередь машину, дачу или комнату, в которой центральное место занимает телевизор, то тем самым он сразу обозначает наиболее значимый объект, представляющий для семьи большую ценность, чем сами ее члены.
Если ребенок испытывает трудности в изображении людей, говорит, что не умеет их рисовать, можно объяснить ему, что особого значения не имеет то, как он всех изобразит. Можно предложить ребенку рисовать по принципу: «...палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек». Начало этого стишка: «точка, точка, запятая, минус — рожица кривая» — использовать нельзя. Важно знать, будет ли ребенок сам, «без наводки», изображать лицо того или иного члена семьи, нарисует ли глаза.
176
177
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
В процессе работы необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. (Если не спросить вовремя, то потом бывает не определить даже половозрастную принадлежность размещенных на листе «головоногов».) Когда ребенок закончит рисовать, надо поинтересоваться, есть ли еще кто-нибудь в семье. Однако нельзя заставлять ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи или самого себя, если он этого не хочет. Следует только записать, кого он не стал рисовать и его комментарии по этому поводу.
Недостаточное умение рисовать у 6-7-летних детей в рисунке семьи проявляется в еще большей степени, чем в рисунке дерева. В связи с этим неоправданно предъявлять требования к точному изображению деталей (волосы, уши, пальцы и т. п.), на которые обычно принято обращать внимание при интерпретации. Самочувствие ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений более надежно характеризуют более обобщенные параметры рисунка:
Размеры изображенных фигур («масштаб»). Отражают то, как в семье ценится человеческая личность. Если размеры всех фи гур менее 1/4 листа, то понятие «личность» и представление о ценности человека в данной семье отсутствуют.
Пропорции фигур. Чем меньше фигура по сравнению с осталь ными фигурами, тем менее значима роль соответствующего чле на семьи. Эгоистичные, избалованные дети рисуют себя одного роста со взрослыми членами семьи, а иногда и крупнее. Если ребенок соперничает со старшими братьями и сестрами, то ри сует их мельче себя. Если отец не играет никакой роли в семье, то его фигура бывает одного размера с детскими и значительно ниже, чем фигура, например, матери.
Очередность изображения членов семьи. Первым изображает ся главный, наиболее авторитетный человек в семье, который обычно принимает решения за всю семью, распоряжается, кого все слушают. При этом не имеет значения, сколько он зараба тывает. Человек, который только материально обеспечивает се мью, выделяется несколько большим размером по сравнению с тем, кто главенствует, но порядковое место ему отводится в соответствии с его ролью в решении ежедневных семейных проблем. Если первым ребенок рисует себя, это свидетельству ет о его избалованности и эгоизме, о том, что он является цен тром внимания семьи. Последним изображается наименее зна чимый и наименее уважаемый член семьи. Раньше последними
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
чаще рисовали бабушек, дедушек, кошек и собак, теперь — отцов.
4. Местоположение. Наиболее эмоционально значимый для ре бенка член семьи изображается первым слева у правшей и крайним справа у левшей. Если ребенок сначала изображает родителей, а себя рисует в последнюю очередь, но первой фи гурой слева, то, как правило, это свидетельствует о каприз-
: но-эгоистической позиции ребенка, который вынужденно подчиняется родителям, но стремится быть в центре внимания. Периодически он может устраивать истерики, требовать
, к себе особого внимания, но родители всегда «ставят его на место». Таким же образом перед всеми слева может быть дорисован любой член семьи, если он наиболее авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в семье не занимает. Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, с которыми находится в наиболее близких отношениях, чью поддержку ощущает.
Величина фигуры. Более крупных размеров, независимо от их реального роста, изображаются члены семьи, которые ребенком воспринимаются как наиболее значимые. Бывает, что фигура отца, если мать открыто помыкает им, оказывается одинаковой по размеру с детскими, или кот нарисован таким, что превосхо дит все остальные фигуры.
Расположение фигур. Если ребенок, изображая семью, распола гает фигуры в несколько горизонтальных рядов (в два или три), то наиболее значимых членов семьи он размещает в централь ном ряду относительно формата листа. В верхней части листа изображаются также важные, но в некотором смысле выделив шиеся из семьи ее члены (например, взрослый старший брат, которого родители уже не контролируют). В нижней части лис та под центральным рядом рисуются незначимые члены семьи, часто животные и сами дети. Важно проанализировать, как раз вернуты по отношению друг к другу члены семьи. Расположе ние спиной друг к другу свидетельствует о нарушении взаимо отношений. Если какой-то член семьи нарисован в профиль спиной к ребенку, то в реальной жизни он сам отстраняется от ребенка, избегает общения с ним. Если изображенные на рисун ке люди образуют отдельные группы, это позволяет сделать вывод о реальных группировках, существующих в семье.
178
179
8.
9.
10.
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
«Преграды». Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгор жен» любой преградой (просто полоса, дверь, стол, дерево) цл между ними находится домашнее животное, это свидетельству ет о нарушении или нежелательности контакта с этим членом семьи.
Отсутствие изображения членов семьи. Дети не изображают отвергаемых членов семьи, тех, с кем они соперничают, которых они боятся или не хотят видеть. При этом дети могут да-вать самые различные пояснения своему нежеланию рисовать, могут говорить, что рука устала, места больше нет, папа на работе, мама еще спит, братик еще не родился. Если ребенок рисует только себя (или себя с собакой, кошкой или черепахой), это свидетельствует об отсутствии эмоциональных контактов с членами семьи. Это случается, когда у родителей своя жизнь, в которой не находится места единственному ребенку, забота о нем перепоручается гувернерам. Родители равнодушны к нему, их внимание формально, они откупаются от ребенка, удовлетворяя его разнообразные капризы. Ребенок в такой обстановке растет самоуверенным, эгоистичным, бесчувственно-требовательным к окружающим его людям.
Отсутствие собственного изображения. Если ребенок не изображает себя, это свидетельствует о том, что он не вписан в семью, не чувствует себя ее членом, семье не до ребенка — он в ней чужой, ненужный, отвергнутый.
Детали изображения лица. Если у какого-то члена семьи не прорисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального контакта с этим человеком, отношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, говорит об отсутствии саморефлексии, ребенок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутствием внимания и уважения со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального эмоционального контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним. Если лица не прорисованы у всех членов семьи, то взаимоотношения между ними формальны, забота друг о друге и эмоциональное участие отсутствуют, хотя общение может быть достаточно интенсивным.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
Отсутствие прорисовки тел. Если ребенок нарисовал только лица (или портреты в рамках), то, скорее всего, члены семьи очень мало взаимодействуют с ребенком, редко что-либо вмес те с ним делают. Ребенок их только видит. Ребенку недостает телесного контакта, его не ласкают, не берут на руки, не целуют. Иногда такие рисунки бывают характерны для детей, которых ласкают, но значительно меньше, чем им требуется, чем им хо телось бы. Чаще это случается с заласканными мальчиками, когда мамы резко меняют манеру общения при поступлении детей в школу, считая, что им пора уже взрослеть.
Цвет изображения. Эмоционально значимых членов семьи обычно ребенок раскрашивает. Свое отношение при этом он может выражать через яркие или мрачные цвета.
Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в комплексе с другими результатами тестирования. Только совместный анализ полученных данных позволяет понять причины выявленных проблем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка.
Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ребенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом может свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок № 6 в тесте Амен («родители у телевизора»), а также отгороженность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще.
Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в рисунке семьи первым или самым крупным, можно с уверенностью предположить, что его двигательная неуправляемость и расторможенность будут усугубляться избалованностью, а критика и попытки учителя ограничить активность ребенка вызовут агрессию с его стороны.
Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вялости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрессивное состояние ребенка, вызванное ощущением собственной незначимости, малоценности. В этом случае дерево будет маленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя последним (даже после кошки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть), либо вообще себя не нарисует.
Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил» в семье, выбрать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максимальную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.
180
181
пают источником повышенной тревоги, осложняя и без того трудный период адаптации первоклассника.
Наши исследования показали, что на самооценку и общее эмоциональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений со взрослыми в школе и дома. Особо значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощущение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку становится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. По нашим данным, для подавляющего большинства первоклассников с повышенной тревожностью основным ее источником оказывается мать (до 90% случаев).
Для оказания помощи детям в этой ситуации можно обратиться к методам работы таких опытных детских психотерапевтов, как, например, Снайдеры (57). Они показали, что в первую очередь в подобных случаях надо работать не с детьми, а с их ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Таким образом, чрезмерно ответственным матерям необходимо объяснить состояние ребенка, настроить их на более ласковое отношение к нему в этот период. Матери необходимо понять, что нельзя с ребенком заниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, мать должна по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно, чтобы сама мать была спокойна, так как ребенок может просто «заражаться» ее тревожным состоянием, не понимая его причины. Если мать постоянно напряжена, зафиксирована на школьных успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повышенной тревоги. В тех случаях, когда матери после консультации психолога успокаивались и меняли характер своих взаимоотношений с ребенком, то его эмоциональное состояние через 2-3 недели приходило в норму.
Если индекс тревожности очень высокий, то при качественном анализе ответов можно обнаружить еще ряд типичных для 6-7-летнего ре' белка фрустраторов. Тип фрустрирующих ситуаций определяется в соответствии с содержанием картинок, на которые ребенок дал негативна*
184
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
реакцию (выбрал грустное лицо для изображенного персонажа). Приведенные ниже интерпретации и комментарии составлены на основе обобщения высказываний «разговорчивых» детей, которые сами рассуждали по поводу предложенных картинок и выбираемых ответов, а также бесед с родителями и наиболее эффективных рекомендаций.
Рис. 1. Играющие дети (эмоционально положительная ситуация).
Эта ситуация воспринимается детьми как игра со сверстниками, а не с младшим ребенком (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если у него не складываются отношения с детьми (он с ними постоянно ссорится, другие дети часто его обижают), а также если родители стали резко ограничивать его в играх с друзьями из-за того, что надо учиться. Первую причину дети комментируют с трудом, а во втором случае — охотно поясняют: «Сейчас придет мама и будет ругаться, что уроки не сделаны, а мы тут играем». Тот или иной выбор интерпретации делается в зависимости от того, на какие последующие ситуации (с детьми или с матерью) ребенок реагирует негативно.
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (нейтральная ситуация).
Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если мать уделяет ему меньше внимания, чем сестре или брату (даже если они близнецы или старше ребенка по возрасту, несмотря на то, что на картинке изображен младенец). Первоклассник может чувствовать себя обделенным вниманием матери и нелюбимым не только в тех случаях, когда мать больше занимается с малышом или ставит в пример более успешного и послушного брата (сестру), но и тогда, когда она вынужденно много времени уделяет отбившемуся от рук подростку, постоянно ругая и отчитывая его. Таким образом, любое, даже отрицательное внимание к другому ребенку может стать причиной для ревности. Рисунок может восприниматься отрицательно и в том случае, если у ребенка вообще нет братьев и сестер, но мать с уважением относится к кому-то из его друзей и постоянно ставит его в пример. Негативная реакция может быть вызвана постоянными сравнениями ребенка с неким идеалом, несоответствие которому может глубоко им переживаться. В этом случае мать может часто употреблять вы-Ражения типа: «так хорошие дети не поступают», «первоклассник должен Уметь это делать», «настоящие мужчины не плачут» и пр. Рисунок может восприниматься ребенком негативно, если мать излишне часто в качестве положительного примера приводит отца или кого-либо из близких Родственников (если тот учился в школе на «отлично», имеет различ-Ь1е грамоты и медали за спортивные достижения, многого добился в
. 185
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
ж изни и т. п.). Проективные рисунки дают дополнительную информацию для выбора той или иной интерпретации. Определенные уточнения можно сделать непосредственно в процессе беседы с матерью. Важно подвести мать к пониманию того, то ребенку для нормализации его эмоционального состояния требуется немного больше внимания и помощи. Подчеркивание несостоятельности ребенка только усугубляет ситуацию, а внимание, поддержка и помощь даст ему силы действовать, стать таким, каким мать хочет его видеть.
Рис. 3. Ребенок как объект агрессии (эмоционально отрицательная
ситуация).
Обычно ситуация воспринимается негативно, и ребенок выбирает грустное лицо для изображенного на картинке персонажа, но далеко не всегда. И в этих случаях нельзя (как нередко делают) поправлять ребенка, убеждать в неправильности выбора или недопонимании рисунка, объяснять его содержание. Положительно рисунок воспринимается активными, расторможенными детьми (чаще мальчиками), которые умеют противостоять агрессии; драки, даже с друзьями, для них привычны и воспринимаются как нормальный способ разрешения споров. Они любят демонстрировать силу и хорошо себя чувствуют после подобного выяснения отношений. Такой ребенок не обидчив, после драки (даже если ему сильно досталось) всегда готов продолжать игру.
Рис. 4, 7, 14. Одевание, умывание, еда (нейтральные бытовые ситуации).
Рис. 14. воспринимается детьми как обычная ситуация еды, но не как какая-то особая, тяжело эмоционально переживаемая еда в одиночестве (согласно стандартному описанию методики). Эти рисунки вызывают негативную реакцию, если родители «фиксированы» на опрятности, аккуратности и режиме, без конца поправляют ребенка и делают ему замечания: «причешись», «поправь рубашку», «застегни пуговицы», «вымой руки» и пр. Ситуация усугубляется, если ребенок медлителен, и начинают подгонять. Кроме того, рис. 14 отрицательно воспринимается теми детьми, родители которых излишне озабочены правильным питанием и заставляют ребенка есть то, что нужно, не считаясь с тем, какую пищу любит ребенок и хочет ли он есть вообще. Рис. 14 иногда воспринимается не как одна из бытовых ситуаций (прием пищи), а как самопортрет. В этом случае отрицательный выбор свидетельствует о негативной самооценке ребенка. Именно такой вывод следует сделать, если и в цветовом выборе ребенка (по методике Люшера) на первом (или на втором) месте стоит черный цвет.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
Рис. 5. Ребенок играет с матерью (эмоционально положительная ситуация).
В нашей практике абсолютно всеми детьми персонаж, который в методике обозначен как старший ребенок, воспринимается как мать. Рисунок вызывает негативную реакцию, если мать сосредоточена только на учебе ребенка, запрещает или существенно ограничивает его игры, считая это занятием исключительно для дошкольника, пустой тратой времени. Иногда такая установка складывается у матери, неуверенной в школьных успехах своего ребенка, стремящейся сделать все возможное, чтобы ребенок учился на отлично. Такие матери могут поощрять посещение кружков и интеллектуальные занятия, но только не обычные детские игры. Матери следует тактично объяснить, что ребенок не может полностью отказаться от привычного для него образа жизни. Лишение его игр приводит к эмоциональной дестабилизации, ухудшает работоспособность, снижает учебную активность.
Рис. 6. Ребенок играет один (нейтральная ситуация).
В нашей практике этот рисунок ни разу не трактовался детьми как ситуация укладывания спать в одиночестве (что соответствует стандартному описанию методики). Обычно дети описывают ее так: «Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок играет». Рисунок воспринимается отрицательно, если родители больше заняты собой, своими делами, «игнорируют» ребенка, стараются от него отделаться («иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь», «у меня нет времени» и т. п.). Иногда подобные взаимоотношения с ребенком складываются из-за объективных обстоятельств. Родители хотели бы больше общаться с детьми, но вынуждены много работать, чтобы удовлетворять материальные потребности семьи. Они очень устают, и на игры с ребенком уже не хватает сил. Маленькие дети оказываются не в состоянии понять эти объективные причины, даже если им пытаются их объяснить. Они реагируют непосредственно на слова, которые чаще слышат, и на отношение, которое ощущают. В этом случае важно восстановить положительный эмоциональный контакт с ребенком. Не обязательно играть с ним, достаточно просто подержать на коленях, приласкать. Не обязательно поддерживать разговор, достаточно слушать и кивать. Такое «взаимодействие» не требует особых усилий и времени, а ребенок перестает чувствовать себя отвергаемым.
Рис. 8. Мать ругает ребенка (эмоционально отрицательная ситуация).
186
187
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Положительно рисунок воспринимается избалованными, беспечными детьми. Как правило, они комментируют свой выбор следующим образом: «мама сейчас поругает и забудет, снова будем играть», «мама просто так грозит, на самом деле она не сердится».
Рис. 9. Ребенок и отец, играющий с малышом (нейтральная ситуация).
Негативная реакция ребенка объясняется аналогично интерпретации рис. 2.
Рис. 10. Ситуация соперничества (эмоционально отрицательная ситуация).
Воспринимается детьми как ситуация соперничества, а не как агрессивное нападение (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок воспринимается положительно активными, умеющими постоять за себя, драчливыми детьми (и девочками и мальчиками примерно одинаково). Выбор веселого лица они комментируют так: «Здесь дети играют, возятся».
Рис. 11. Ребенок играет (эмоционально положительная ситуация).
На рисунке дети обычно видят игровую ситуацию, а не уборку игрушек (согласно стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию в том случае, если ребенку не дают играть (аналогично реакции на рис. 5). Выбор грустного лица дети обычно комментируют так: «Мама пришла и говорит: "Хватит играть, иди делай уроки".
Рис. 12. Изоляция, игнорирование ребенка другими детьми (эмоционально отрицательная ситуация).
Если ребенок не является отвергаемым, не исключается постоянно из общих игр, то рисунок воспринимается им положительно. Ребенок объясняет, что на картинке дети играют. Рисунок всегда воспринимается негативно высокоинтеллектуально развитыми детьми: они реагируют на объективное содержание ситуации вне зависимости от того, как реально к ним относятся другие дети (даже в том случае, когда занимают в классе лидирующее положение). В этом случае отрицательный выбор ребенка не следует интерпретировать как показатель тревожности и прибавлять к другим «тревожным» выборам. Рисунок также воспринимается негативно и теми ребятами, кого действительно не принимают в общие игры, что достаточно тяжело ими переживается.
Рис. 13. Ребенок с родителями (эмоционально положительная ситуация).
Рисунок воспринимается отрицательно, если нарушены взаимоотношения ребенка с родителями (эмоциональное неприятие, равнодуШ'
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
ное отношение, частые наказания), а также когда родители конфликт-уют между собой или со старшими членами семьи, а ребенок неволь-но в этом участвует. В последнем случае рисунки, на которых отец и мать изображены отдельно, ребенок может воспринимать в положительном ключе (т. е. с каждым в отдельности у него хорошие отношения, плохо становится только тогда, когда все собираются вместе). Рисунок воспринимается негативно и в том случае, если нарушены отношения ребенка с одним из родителей (обычно с доминантным), а второй не справляется с защитной функцией. Если ребенок растет в неполной семье, но не ощущает какого-либо ущерба, чувствует себя хорошо, то рисунок он воспринимает в положительном ключе. Если он чувствует себя ущемленным, глубоко переживает отсутствие отца или матери, считает свою семейную ситуацию ущербной, то рисунок оценивается негативно.
Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмоциональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо в первую очередь работать не с ним, а с его родителями.
Попытки преодолеть тревожность у детей путем постепенного приучения их к пугающим ситуациям (метод последовательной десенсибилизации) или «отреагированием» напряжения в рисунках и близких по сюжету играх с куклами (48, с. 47-51) направлены на лечение симптома и оставляют без внимания саму причину напряжения и тревоги. Тренинги тоже мало чем смогут помочь, если ситуация дома останется прежней. К тому же тренинги далеко не так эффективны для снятия тревожности и укрепления положительной самооценки. Дети могут уверенно себя чувствовать на тренинге и оставаться при этом неуверенными в жизни.
Работа с ребенком может стать эффективной только тогда, когда он приобретет хотя бы некоторую личностную автономию (не раньше 3-5-го класса). Первоклассник еще «симбиотически» связан с семьей и особенно с матерью. Поэтому консультирование родителей оказывается более эффективным и менее трудоемким методом, чем непосредственная работа психолога с детьми.
Существенную помощь тревожному ребенку может оказать тактичное поведение учителя. На период адаптации к школе такому ребенку чадо предоставить щадящий режим: спрашивать только с места и только домашние задания, не требовать ответы экспромтом, публично не критиковать, хвалить за достижения, разговаривать в спокойной мане-Ре> избегая окриков и резкого повышения голоса. В противном случае
188
189
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
эмоциональное состояние ребенка может значительно усугубиться, а период адаптации растянется на полгода и более.
Необходимо обращать внимание и на детей с пониженной тревожностью, которые часто не замечают фрустрирующих воздействий. В тесте Амен такие дети все ситуации склонны воспринимать в положительном ключе, иногда какую-нибудь одну оценивают отрицательно. У этих детей отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный, энергичный взрослый человек, способный действовать экспромтом, не нуждается в подготовительной мобилизации. Детям она всегда необходима.
Дети с пониженной тревожностью — это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не привыкшие обращать внимание на изменения ситуации и поэтому отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказываются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя в целом могут быть достаточно оперативными. Даже при общей доброжелательности они достаточно часто ссорятся со своими товарищами. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на своих ошибках, повторяя действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям.
В отношениях с такими детьми родителям и учителям требуется терпение и последовательность в осуществлении контроля и проведении своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко: это формирует у детей защитную агрессию. Ребенок сможет перестроиться только по мере привыкания к обязательному выполнению требований взрослых. Установка реагировать на требования окружающих — это первый шаг в развитии самоконтроля и самокорректировки действий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ругая и не читая нотации) причины ссор и конфликтов, которых могло И не быть, если бы ребенок принимал вО внимание настроение и желания партнера. Это будет способствовать преодолению его крайнего эгоцентризма. Таких детей можно включать в тренинговые группы, направленные на развитие навыков общения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут большого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследовательны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ребенком.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД (на основе результатов по тесту Тулуз-Пьерона), то в первую очередь необходима консультация невропатолога. Как показали последние исследования, проведенные под руководством Ю. Д. Кропотова в Институте мозга человека, при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики предупредительное реагирование нередко оказывается вообще невозможным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ребенка бывает исключительно трудно.
Когда в тесте Амен ребенок в качестве ответов выбирает только веселые лица, не всегда имеет место описанная выше детская беспечность. Иногда мы можем иметь дело с уже сформировавшейся психологической защитой чувствительного, впечатлительного ребенка, если на его долю выпадает слишком много неприятностей. Для проверки этого предположения необходимо привлечь результаты проективных рисуночных тестов и цветового теста Люшера. У избалованных, инфантильно-беспечных детей ствол нарисованного дерева будет толстым и похожим на морковку, у впечатлительных детей ствол дерева будет тонким. Рисуя семью, избалованный ребенок изобразит себя первым, а повышенно-чувствительный ребенок, которого много ругают, — последним или может вообще не нарисовать себя. В тесте Люшера инфантильный ребенок выберет лиловый цвет, а впечатлительный — синий (реже желтый) или черный.
Защитный способ поведения чувствительных и впечатлительных детей может проявляться в вытеснении неприятных, травмирующих переживаний. Первая реакция на замечание или выговор у такого ребенка может быть острой (бледность, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быстро, и становится очевидным, что он уже не слышит обращенных к нему слов. Ребенок просто ждет, когда взрослый закончит говорить и можно будет вернуться к своим занятиям. Нередко бывает, что ребенок после нравоучения продолжает делать именно то, за что получил выговор. И не назло, и не из упрямства, а лишь потому, что ничего не слышал. Дети как бы отгораживаются от неприятностей, перестают о них думать, и неприятности перестают для них существовать. Это особенно раздражает взрослых, когда они видят, что не могут «Достучаться» до ребенка. Некоторые не успокаиваются до тех пор, пока Не убедятся, что ребенок прочувствовал все, что ему говорилось, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия воспроизводится постоянно, то с каждым разом взрослым приходится тратить
190
191
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
в се больше усилий, чтобы «убедить» ребенка. Очевидно, что в данном случае взрослым надо остановиться и пересмотреть манеру общения иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же не выдерживает психологическая защита ребенка, то описанная форма общения приведет его к неврозу. Защитная беспечность часто развивается у впечатлительных мальчиков, которых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины.
Окружающие должны понять, что впечатлительный ребенок болезненно и глубоко переживает неудачи и неприятности. В трудных ситуациях ему надо помогать и обучать адекватным способам реагирования. Ругать ребенка после того, как он оказался несостоятельным, — недопустимо. Впечатлительные дети в меньшей степени способны к самообучению, так как избегают действовать экспромтом, методом проб и ошибок, опасаясь неудач и связанных с ними отрицательных эмоциональных переживаний. Они обретают самостоятельность и начинают свободно экспериментировать только в том случае, если в начале их жизненного пути взрослые (и более активные друзья) оказывают им необходимую поддержку, помогая заложить базу внутреннего положительного опыта, минимизируя опыт отрицательный.
Изучение эмоциональных установок
Известно, что та или иная установка во многом определяет как характер, так и эффективность будущей деятельности. Поэтому важно выяснить, как ребенок относится к происшедшим изменениям в своей жизни, хочет ли он учиться или заранее ненавидит школу и все, что с ней связано. Наиболее просто и надежно такую информацию можно получить, используя цветовой тест Люшера. Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем только некоторые уточнения, отражающие особенности нашей работы со школьниками, и возможности теста для оценки общей адаптированное™ учащихся. Предлагаемый нами вариант использования теста Люшера существенно отличается от широко известного цветового теста отношений (ЦТО), разработанного Е. Ф. Ба-жиным и А. М. Эткиндом (7).
Использование ЦТО предполагает выяснение оценочных отношении человека к окружающим его людям на основе связанных с ними цветовых ассоциаций. Например, ребенку предлагают подобрать наиболее
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
подходящие цвета для мамы или для учительницы. Обычно требуется пояснение, что выбор надо делать в соответствии с их характером, а не с цветом платья, которое они чаще надевают. Далее выбранные цвета сравнивают с собственными цветовыми предпочтениями ребенка. Считается, что ребенок эмоционально положительно относится к человеку, если подбирает для него тот же цвет, который занимает первое место в ряду его собственных цветовых предпочтений (таким цветом может быть и черный). Отношение к человеку оценивается как негативное, если ребенок выбирает для него цвет, занимающий последнее место в его собственной цветовой раскладке. В рамках ЦТО выясняется, как ребенок оценивает окружающих его людей.
Мы предлагаем использовать карточки Люшера для изучения и описания эмоционального состояния ребенка в различных жизненных ситуациях, т. е. нашу методику можно назвать цветовым тестом эмоционального состояния (ЦТЭС). Цель ЦТЭС состоит в выявлении сфер возможной дезадаптации. ЦТЭС отличается от ЦТО характером вопросов, задаваемых ребенку, и подходом к интерпретации ответов. Цвет, выбранный ребенком для характеристики его самочувствия в той или иной ситуации, интерпретируется по его «абсолютному» значению, вне зависимости от собственных цветовых предпочтений ребенка. Например, если собственный цветовой выбор ребенка начинается с черного цвета и для характеристики своего настроения на уроке истории он также выбирает черный цвет, то делается вывод об отрицательной самооценке и резких неприятных переживаниях на уроках истории (в рамках ЦТО отношение к уроку истории было бы оценено как положительное). Сама процедура исследования проста. На белом листе в случайном порядке раскладываются карточки Люшера, и ребенку предлагается выбрать (просто показать), на какой цвет похоже его настроение, когда он утром идет в школу, сидит на уроке математики или русского языка, отвечает у доски, разговаривает с классным руководителем и пр. В заключение ребенок делает выбор собственных цветовых предпочтений. Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуациях. Полученные данные не фиксируются в «Психологической характеристике», но в случае групповой работы могут быть оформлены в сводную таблицу (Приложение 6), удобную для анализа адапти-Рованности учащихся всего класса. В таблице наглядно представлена характеристика адаптированности класса в целом и особенности эмоциональных установок каждого учащегося.
192
193
В таблицах использованы следующие условные обозначения, характеризующие адаптацию учащихся:
1. Эмоциональные состояния и установки:
+ положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов); О нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности (отмечается при выборе серого цвета); - отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения (отмечается при выборе черного цвета);
С тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.) — отмечается при выборе коричневого цвета; И инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем);
N нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоциональных переживаний (отмечается в том случае, если расчетное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18). 2. Эмоциональная самооценка:
+ позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хорошими детьми (отмечается в том случае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов);
- негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том случае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов);
И инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета).
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
3. Энергия (отмечается на основе расчета значения вегетативного коэффициента — ВК):
N норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность; ■I состояние компенсируемой усталости; И состояние хронического переутомления; Т состояние перевозбуждения, частично компенсирующее усталость.
Изучение адаптированное™ учащихся с помощью ЦТЭС можно проводить несколько раз в учебном году, независимо от комплексного психологического обследования. Неблагополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех или иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учителем или одноклассниками — все это может существенно нарушать самочувствие ребенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, конкретных предметов, проверки знаний или отрицательное отношение к учителю может иметь объективную основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотношений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, на-шчием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состоянии ребенка должна быть проанализирована в свете его индивидуальных особенностей и обязательно учтена в последующей работе с ним, а также при консультировании родителей и учителей.
Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.
Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также часто отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, состояние грусти и печали является для них приятным эмоциональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком личном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо Дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность Долго не находит удовлетворения, она «трансформируется» в состояние ожидания с сохранением положительной эмоциональной окраски.
Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем Притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале,
194
195
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на начальном этапе подросткового кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации потребности в самоутверждении, о необходимости уважительного отношения к личности ребенка. Если окружающие продолжают обращаться с ним, как с маленьким, управлять и помыкать, то потребность в самоутверждении гипертрофируется и трансформируется в подростковый негативизм (подросток в качестве предпочитаемого начинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и изменяют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает. Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними, как с маленькими.
Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пятерки», хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе. (Если, например, такой ребенок получил пятерку, но об этом не объявят всему классу, он может очень расстроиться.)
Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энергичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.
Желтый цвет (4). Этот цвет предпочитают мечтательные дети, с богатым воображением, обычно полные надежд, но не готовые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Такой ребенок как бы больше живет в будущем, чем в настоящем. Он любит составлять планы, но не всегда доводит их до реализации. Если желтый цвет у него ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие
ожидания.
Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то он не чувствует ответственности, не готов преодолевать учебные трудности, ходит в школу в основном, чтобы весело проводить время, играть, общаться с одноклассникам11' Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
там хвалят. Однако, если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризничать, устраивать истерики, отказываться идти в школу.
Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться со школьником, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки.
Ребенок, ассоциирующий с фиолетовым цветом свои отношения с учителем, ожидает от него повышенной заботы и индивидуализированного отношения. Может обижаться и капризничать, если учитель не оказывает ему эмоциональных знаков внимания (не улыбается, не обнимает), а строит отношения с ним только на «деловой» основе. Такой ребенок не соблюдает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается любыми способами добиться расположения любимого учителя.
Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо», «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывался на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это было связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.
Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится родителей или школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Например, неграмотные учащиеся вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка. Если учащиеся привыкают к неуспеху и порицаниям, перестают стараться, то их отношение к предмету меняет свою окраску. Ребенок может оценивать свое самочувствие на уроке коричневым цветом, несмотря на высокую успеваемость, если она достигается зубрежкой и списыванием.
Черный цвет (7). Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее Предпочитаемый, отводя ему первое место в общем цветовом выборе, то ВнУтренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).
196
197
Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть школу (как центры подготовки). Согласно результатам нашего специального наблюдения за этими детьми, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.
С черным цветом могут ассоциироваться отдельные, особо нелюбимые школьные предметы. Эти предметы ребенок, если его не заставляют, не учит. Если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержание. Уроки с удовольствием пропускает, а если и присутствует на занятиях, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учителя. Если ребенок открыто конфликтует с учителем, то и отношения с ним может ассоциировать с черным цветом.
Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Родители и дети в этом случае жестко отстаивают свою позицию. Именно поэтому черный цвет часто предпочитают подростки, когда вступают в состояние непримиримой конфронтации с окружающим взрослым миром. По мере взросления подростка, когда острота противостояния снимается, уходит и предпочтение черного цвета.
Серый цвет (0). Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе означает пассивное ее неприятие, равнодушие. Ассоциации серого цвета с теми или иными уроками означают скуку. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.
В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоциональные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если результаты обследования свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тревога, защитная агрессия) по отношению к какой-либо ситуации, необходимо выяснить ее причину.
Негативное отношение к школе, отдельным урокам, страхи переД контрольными работами, ответами у доски чаще всего возникают У
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
школьников из-за учебных трудностей, непонимания предмета. Корни проблем обычно лежат в недостатках интеллектуального развития ребенка, а не в его общении с родителями, учителями или одноклассниками. Если ребенок к школе и к урокам относится хорошо, но негативно оценивает свои состояния в ситуациях проверки знаний, это свидетельствует о непрочности знаний и о том, что его отношение к школе скоро может измениться в худшую сторону.
Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать вегетативный коэффициент (ВК) и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО). Расчет значений ВК и СО производится по формулам К. Шипоша и А. И. Юрьева, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Фили-моненко (59).
На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» их расположением. Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета СО для сделанного ребенком последовательного выбора: 51372064 (СО = 22).
Цвет | красный | желтый | зеленый | фиолетовый | синий | коричневый | черный | серый |
место цвета в аутогенной N | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
место цвета в выборе ребенка | 3 | 8 | 5 | 1 | 2 | 7 | 4 | 6 |
разность | 2 | 6 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 |
Расчетное значение СО в диапазоне от 20 до 32 свидетельствует о преобладании отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процессу о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
198
199
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Если расчетное значение СО находится в диапазоне от 10 до 18, то эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
Когда расчетное значение СО находится в диапазоне от 0 до 8, то наблюдается явное преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
Преобладание плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации и свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и в соответствии с этим планировать оказание помощи.
Изучение энергетического обеспечения деятельности
Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энерготратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» он обозначается как «Физиологическая энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:
ВК=
18-место оранжевого-место желтого 18-место синего-место зеленого
Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для приведенного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:
вк=-
18-3-8 7__ 18-2-5 ~ 11
Энергетический показатель интерпретируется следующим образом-Если значение ВК равно или ниже 0,5, это свидетельствует о хроническом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности н пр-)-Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
Значения ВК в пределах от 0,51 до 0,91 характеризует состояние компенсируемой усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
Значения ВК в пределах от 0,92 до 1,9 характеризуют состояние оптимальной работоспособности. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
Если значение ВК равно или превышает 2, то это свидетельствует о состоянии перевозбуждения. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше — отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.
Для правильного понимания причин низкой работоспособности ребенка необходимо учитывать и взаимное расположение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и падение энергетики приводит к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те Раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные — резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сования (40, с. 212-214).
200
201
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом истощении, хроническом переутомлении можно говорить только тогда, когда не только имеет место низкое значение В К, но в самом цветовом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Оптимизация работоспособности может быть достигнута за счет нормализации отношения к ребенку со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.
ММД является дополнительным фактором, осложняющим деятельность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энергообеспечении организма (ВК очень редко попадает в зону оптимума). Если при ММД значение вегетативного коэффициента свидетельствует об усталости или перевозбуждении, то без специального лечения нормализация работы мозга оказывается невозможной. Если ВК свидетельствует о хроническом переутомлении, то вполне вероятны серьезные ухудшения состояния здоровья и дезорганизация мозговой деятельности. В этом случае необходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если не происходит снижения нагрузок и лечение проводится на фоне хронического переутомления, то обычно оно эффекта не имеет. Если ВК находится в зоне оптимальной работоспособности, то найден такой режим жизнедеятельности ребенка, при котором вполне вероятна и постепенная нормализация работы мозга без дополнительного лечения.
Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература