7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
Лонгитюдное исследование имело целью проследить, с какими изменениями интеллектуальных и творческих способностей, а также эмоционально-личностных характеристик связано протекание процесса социализации учащихся. Особо выделялась задача выявления связей развития творческих способностей с внутренними ресурсами или внешними факторами, оптимизирующими процесс социализации. Лонги-тюдным исследованием были охвачены учащиеся 11 кружков ДДК-Н-Эти учащиеся были выбраны преподавателями, участвующими в опыт но-экспериментальной работе (ОЭР), для педагогического наблюден'1*1
Личностное развитие и социализации школьников
и прошли психологическую диагностику в 1997-1998 учебном году (всего было обследовано 127 чел.). Повторное психологическое тестирование тех же учащихся проводилось в апреле 1999 года. В работе с учащимися использовался следующий диагностический комплекс:
Прогрессивные матрицы Равена.
Личностный опросник Кеттелла.
Тест Торренса.
Задания Гилфорда и Рензулли.
Цветовой тест Люшера (расчет СО и ВК).
Проективный рисуночный тест Коха.
Условные обозначения характеристик воображения и творческого мышления:
Воображение (Торренс. Рензулли)
Т,, Т,' — образная беглость, способность быстро генерировать поток визуальных образов (при разнородной и однородной графической стимуляции).
Т2, Т2' — образная дивергентность, оригинальность, уникальность генерируемых визуальных образов (при разнородной и однородной графической стимуляции).
Т3 — образное богатство, способность к детализации и разработке визуальных идей.
Т3 — способность к импликации, выходу за рамки предложенной стимульной основы.
То — суммарный показатель визуального творческого воображения.
г, — вербальная конкретно-образная беглость.
г,' — вербальная образная дивергентность.
г2 — семантическая и функциональная вербальная беглость.
г,' — семантическая и функциональная вербальная дивергентность.
Творческое мышление (Гилфорд. Рензулли)
СИ, — образно-семантическая дивергентность, умение анализировать и рассматривать задание в различных плоскостях, многовариантность поиска и решений.
СИ2 — функциональная дивергентность, способность аналитически Рассмотреть все многообразие свойств предмета или явления и, соот-Ветственно, многовариантность и разноплановость его использования.
Кеп — способность к трансформации, преобразованиям, модификации привычных представлений под необычным углом зрения с сохранением внутренней логики нового принципа их связи.
308
309
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Общие результаты и направленность происшедших изменений с обследованными учащимися представлены в таблицах 7.4, 7.5, 7.6. Анализ средних значений, фиксирующих общую динамику интеллектуальных и творческих способностей учащихся (табл. 7.4 и 7.5), свидетельствует об очень незначительных положительных сдвигах, то есть о некотором развитии данных способностей в целом по группе. Однако, рассматривая соотношение средних значений (%) и стандартных отклонений (с), нельзя сделать общий вывод о наличии прогрессивного развития. Из таблиц видно, что значения стандартных отклонений в несколько раз превышают величину средних значений соответствующих показателей. В этом случае следует говорить о наличии двух разнонаправленных тенденций в динамике измеряемых показателей, усреднение которых и приводит к практическому их уравниванию, в результате чего средние значения оказываются близки к нулю. То есть у части учащихся отмечается прогрессивное развитие, у других, напротив, явный регресс, снижение показателей интеллекта и творческих способностей. Эта трактовка касается динамики и личностных показателей, в которых наблюдается незначительная и положительная, и отрицательная динамика (табл. 7.6).
Общие тенденции личностного развития учащихся (по данным теста Кеттелла) могут быть охарактеризованы следующим образом. В качестве положительной тенденции выступает рост самокритичности (О-), активности (Э) и самостоятельности (Е), развитие интуиции, способности к эстетическим переживаниям, творческого воображения (I, М). Однако одновременно отмечается и снижение целеустремленности, уровня притязаний, волевого самоконтроля деятельности, общей исполнитечьно-сти, интеллектуальной независимости (Ь, ().,, С, О^). Напротив, растет интеллектуальный и социально-групповой конформизм (О,, О_2), беспечность, стремление к веселому времяпровождению (Р) на фоне повышения эмоциональной реактивности, неуравновешенности (С) и тревожности (О).
В полученных результатах отразилась реальная противоречивость детского развития. Эта противоречивость видна и при анализе индивидуальных данных: у одних детей по большинству показателей очевидна прогрессивная динамика, у других за 1-1,5 года не произошло практически никаких изменений, у третьих можно наблюдать деградацию чаС" тично интеллектуальных и, особенно, творческих способностей. Пр11' чины и закономерности происходящих процессов позволяют прояснить результаты корреляционного анализа, представленные на рис. 7.1. ,
310
311
т
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Личностное развитие и социализации школьников
Абсолютное большинство показателей, характеризующих творческое воображение, оказались сгруппированными в единой структуре, элементы которой положительно взаимосвязаны (см. комплекс I). Следовательно, можно говорить о творческих способностях как некой целостности, а не просто отдельных характеристиках интеллектуальной деятельности. Развитие творческих способностей ребенка может быть простимулировано при условии создания благоприятной атмосферы на занятиях. Когда снимается, «уходит» тревожность, ребенок может чувствовать себя свободно и быть раскованным (О, Н), то открывается возможность для реализации его творческого потенциала (в основном это касается учащихся начальной школы, так как простейшие задания Рензулли на воображение старшеклассникам
уже не предлагались).
Интенсификация общения (А) способствует развитию творческого мышления и более сложных форм творческого воображения (СН2, Т3'), но только при условии, что общение не становится самоцелью (см. комплекс II). При абсолютном преобладании стремления к развлечениям, беспечному времяпровождению (Р) творческие способности деградируют. Постоянно веселое настроение (эйфорическое перевозбуждение), отсутствие глубины чувств и отрицательных эмоциональных переживаний (СО) также ведет к снижению творческого потенциала подростка. Для развития творческих способностей необходимо нормальное энергетическое обеспечение организма, отсутствие утомления, хорошее
здоровье (ВК).
Анализ отрицательных корреляционных связей (комплекс I) свидетельствует, что интенсивное развитие простейших форм визуального образного мышления (КА, Кв) тормозит формирование творческих способностей, особенно таких их характеристик, как оригинальность и образное богатство. При «застревании» развития на этапе образного мышления совершенствуются процессы восприятия, чувство симметрии, хорошей формы и пр., но не творческое воображение. Напротив, способность продуцировать оригинальные, уникальные идеи и образы (основной показатель творчества) оказывается зависимой от сформированности высших форм мышления — абстрактного (К.,.) и связанного с ним понятийного (В(.)>с0" гласно корреляциям в комплексе III.
Отрицательная корреляция, представленная в IV комплексе, от ражает противоречивость формирования творческих способностей' Интенсивное развитие такой характеристики, как вербальная ое
312
лость, т. е. быстрота, легкость извлечения из памяти сведений о функциях, содержательных и описательных свойствах предметов и явлений, может задерживать становление способности к их трансформации. Сильная примитивная память (легкость в активизации ассоциативных связей) препятствует формированию более сложных форм творческого мышления, способности преобразовывать «внешние» свойства объектов, сохраняя их внутреннюю структуру и целевое назначение.
Дальнейшее рассмотрение целостного интеллектуально-личностного комплекса (комплекс III) позволяет понять причины как положительной, так и отрицательной динамики развития учащихся, которые были зафиксированы в лонгитюдном исследовании. В полученной корреляционной плеяде отразился переломный момент выбора ребенком жизненного пути. Этот выбор во многом зависит от уровня его интеллектуального развития. Если у ребенка сформировались высшие формы мышления, то процесс его социализации становится активным. Можно говорить о постепенном нарастании личной активности и становлении таких качеств ребенка, как самостоятельность, независимость, здоровое честолюбие и потребность в достижениях, естественность, открытость в общении, самокритичность, способность к глубоким эмоциональным переживаниям и саморефлексии. При этом прогрессивное интеллектуальное продвижение и развитие творческих способностей будет сочетаться с недостаточной дисциплинированностью, импульсивностью, некоторой социальной дезадаптированностью.
Критическим моментом в «выборе» типа дальнейшей социализации оказывается подростковый возраст. Если ребенок обладает посредственным интеллектом и к подростковому возрасту высшие формы мышления не получили развития, то он «предпочитает» социальную адаптированность, «выбирает» пассивный вариант социализации. В результате такого «выбора» постепенно снижаются притязания, личностная активность, самостоятельность, растут самоконтроль, исполнительность, конформизм, ориентация на групповое мнение, дипломатичность. Ребенок свыкается, смиряется со своим невысоким положением, эмоциональная уравновешенность Достигается за счет снижения самокритичности и формирования Психологической защиты «Я». Выстраивается барьер, тормозящий саморефлексию, укрепляется неадекватная, завышенная самооцен-Ка- При этом происходит постепенное снижение интеллектуальных и творческих способностей.
313
Таблица 7.5. Характеристика динамики
интеллектуальных способностей и эмоционально-энергетических
показателей учащихся (за период с 1997 по 1999 г.)
Таблица 7.6. Характеристика динамики личностных свойств учащихся (за период с 1997 по 1999 г.)
Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков
д остижения могут поднять уверенность ребенка в своих силах и стать тем фактором, который способен изменить жизненную позицию, сделать его активным субъектом собственной социализации.
Проведенное исследование показало, что развивать надо не только творческие способности учащихся, но обязательно и высшие формы мышления. Известно, что развитие мышления детей — задача учреждений основного образования, т. е. школ. Эту задачу значительно сложнее решать в рамках системы дополнительного образования, конкретно — в ДДЮТ. Однако теперь в задачи создания условий для формирования самореализующейся личности следует включить поиск методов и форм работы с детьми, которые могут служить развитию высших форм понятийного и абстрактного мышления.
Вторая задача, которая определилась в результате проведенного исследования, — необходимость создания целостной развивающей среды. Если ребенок меняется, а социальная среда, в которой протекает его основная жизнедеятельность, не претерпевает соответствующих изменений, то развивающий эффект не может закрепиться, новообразования оказываются неустойчивыми и разрушаются. Имеются определенные приоритеты в преобразовании различных аспектов сферы окружения ребенка. При работе с малышами — это укрепление связей с семьей, влияние на развитие ее культурных потребностей, на улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми. При работе со школьниками — это поиск форм взаимодействия с целым классным коллективом, когда и отдельный ребенок, и его социальное окружение (класс в целом) претерпевают однонаправленные позитивные изменения.
Г--|—- | ■ | | , , , . ,
В целом проведенное исследование показало, что развитие творчес ких способностей достаточно противоречиво и зависит от многих факторов. Необходимы не только забота о здоровье ребенка, создание благоприятной обстановки, интенсификация общения, но главное-развитие высших форм мышления и поддержка его самостоятельной активности. При этом сам творческий потенциал выступает как «зависимая переменная», но не является той самостоятельной силой, которая способна изменить тип социализации и общее направление развития ребенка. Интеллектуальные и творческие способности, личностные во можности подростка, как и его знания и приобретенные на занятиях кружке ДДЮТ навыки, могут послужить основой для достижения в сокого мастерства в выбранной сфере деятельности. И только высо
314
в. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Ниже будут представлены результаты двух лонгитюдных исследо-
аний, проведенных в одной из гимназий Санкт-Петербурга на базе
ступени функционирующей в ней ТООР. На основе регулярных об-
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
следований в рамках ТООР формируется база данных. Хранящиеся в ней сведения могут в дальнейшем использоваться для проведения различных аналитических работ.
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература