2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
Содержание математического развития в ДОУ: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование); математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) плюс элементы логики и математики.
Передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта: Образец хорошей работы; Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии; Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
ППО в ДОУ больше похож на методическую копилку педагогических находок. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть насущные проблемы в математическом развитии дошкольников в ДОУ: слабая доматематическая подготовка детей; низкое качество знания начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.); недостаточный уровень развития конструктивных умений, пространственного и конструктивного мышления; низкий уровень развития обобщенных приемов умственной деятельное in (сравнение, обобщение, анализ и т.п.); низкая эффективность работы по формированию элементарных графических умений и навыков; необходимость осуществления индивидуального и дифференцированного подхода и др.
Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
1. Сначала его нужно найти и запланировать:
найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ДОУ при посещении занятий по определенной теме;
найти можно при анализе итогов учебного года — увидели позитивные, стабильные результаты у воспитателя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;
увидеть опыт можно в ходе аттестации воспитателя;
запланировать из проблемы группы, выявленной на диагностической основе;
запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
Можно выделить критерии выбора педагогического опыта для изучения:
высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, в развитии детей;
творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
актуальность темы опыта, перспективность.
научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.
Изучается опыт с помощью следующих методов: анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение занятий, их анализ; изучение рабочей документации (планов) воспитателя; проведение творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
Обобщение и оформление: статья о своем опыте работы (сборник статей); подготовка открытого занятия с подробным самоанализом; подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; проблемный "круглый стол" по теме опыта или пресс-конференция; методический альбом ДОУ.
Оформление опыта:
методическая копилка (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);
вести с занятий воспитателей (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда старший воспитатель помещает отзывы о посещенных занятиях. Материал постепенно оформляется в альбом);
методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: "Развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.)". Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); карточки ППО.
4. Распространение опыта: педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (воспитатель года, занятие года, конкурсы методических разработок и др.); научно- практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер- классы; семинары; окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок воспитателей).
Что может быть опытом: технология занятия или элементы технологии; авторская программа (обучающая, развивающая); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления доматематической подготовки дошкольников; для развития пространственного мышления и воображения; специальные упражнения для развития графических навыков и др.); эффективные средства обучения (дидактические игры, наглядные пособия, макеты, карточки, шаблоны); эффективная система оценки математических знаний и умений дошкольников
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.