4.3. Упражнение «Руки».
Оборудование: бумага А-4, пастель или цветные карандаши, магнитофон и расслабляющая музыка.
Ход упражнения: Ведущий проводит медитацию под расслабляющую музыку. Ученики рисуют, после чего рассказывают в группе о своих рисунках. Ведущий предлагает сравнить рисунки мальчиков и девочек. Затем ученикам предлагается разделиться на пары мальчик-девочка и повзаимодействовать друг с другом с помощью рук.
Слова ведущего: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, чем, в основном, вы пользуетесь при общении? Правильно, основными средствами коммуникации (общения) служат вербальные средства коммуникации (содержание нашей речи) и невербальные средства коммуникации (то, как мы говорим, наши жесты, позы, движение, одежда, аксессуары, запахи и т.д.).
Наряду с лицом, наши руки являются активными коммуникаторами. Мы можем делать руками различные «говорящие» жесты. Мы можем касаться руками. Подавать руки. Поддерживать другого. Приведите примеры, как и где наши руки участвуют в коммуникации? Покажите.
Согласитесь, что руки мужские и женские – разные. Разбейтесь на пары мальчик-девочка и проиграйте ситуации: мальчик, помогая девочке, подает ей руку, она принимает его предложение и опирается своей рукой на руку мальчика; девочка протягивает руку мальчику, чтобы поздороваться с ним, мальчик пожимает ей руку в ответ. Согласитесь, что мужское и женское пожатие руки различаются. Чем?
Предлагаю вам изучить ваши собственные руки как средства коммуникации. Пожалуйста, засучите рукава до локтя и внимательно посмотрите на свои руки. Посмотрите на ногти, посмотрите на каждый палец в отдельности, начиная с большого. Оглядите тыльную часть кисти полностью. А теперь пусть ваш взгляд поднимется до локтевого сгиба. Теперь переверните руки и изучите внутреннюю сторону руки от локтевого сгиба до запястья, ладонь и каждый палец со стороны ладони. А теперь можете изучить руки в любой последовательности. Теперь подвигайте руками и понаблюдайте за тем, как они двигаются.
Примите любую позу (Ведущий должен заранее продумать, как будет удобнее участникам данной группы, и организует для них соответствующим образом пространство: лежа, сидя, стоя) и закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и вам предстоит очень обстоятельно и подробно мысленным взором обследовать свои руки, как принадлежащие определенному полу. Иными словами, вам нужно почувствовать не просто пальцы на ваших руках, а именно пальцы, которые принадлежат девочке, если вы девочка, или мальчику, если вы мальчик. В конце этой работы постарайтесь почувствовать свои руки, независимо от того, нравятся они вам или нет, что если вы девочка, то у вас руки именно девочки, а если вы мальчик, то у вас руки именно мальчика.
Обсуждение. По окончании медитации можно обсудить следующие вопросы:
- Получилось или не получилось путешествовать мысленным взором по рукам?
- Получилось ли почувствовать свои руки, как принадлежащие именно руками девочки (или мальчика)?
- Какие сравнения или определения приходят вам на ум, когда вы вспоминаете свои руки?
Слова ведущего: А теперь, когда зазвучит музыка, сосредоточьтесь на рисовании. Надо нарисовать обе свои руки (кто захочет, может обвести контур своих рук), настолько совершенными, насколько вам хочется, чтобы они были. Вы их можете украсить тем, чем обычно женщины украшают женские руки, а мужчины - мужские. Рядом напишите не менее пяти позитивных определений, подходящих к вашим рукам. Например, «сильные», «как у настоящей принцессы» и т.д.
Воспитанники рисуют, показывают свои рисунки и зачитывают определения группе, комментируют. Разбиваются на пары мальчик-девочка и взаимодействуют руками.
Слова ведущего: Разбиваемся на пары мальчик девочка и выполняем в парах мои задания. Ваши руки сейчас должны будут: обратить на себя внимание, поздороваться, сделать замечание, поругаться, помириться, поблагодарить, попрощаться. А теперь выполните жесты руками, которые должны рассказать о вашем настроении или состоянии: вы печальны, крайне рассержены, устали, равнодушны, заинтересованы и внимательны, настроены благожелательно, ласковы, обрадованы, счастливы.
Обсуждение: Ведущий задает подросткам вопросы:
- Удалось ли выразить руками все состояния и настроения?
- В чем различались жесты мальчиков и девочек?
- Понравилось ли вам говорить с партнером при помощи рук?
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков