logo search
ответы по экологии

32. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики (в.Ф. Одоевский)

Большой вклад в становление современной методики ознакомления детей с природой внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения.

Образование и воспитание рассматривалось ими не только как процесс передачи знаний подрастающему поколению, но и как формирование направленности личности ребенка, его отношения к действительности.

Повышенный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие.

Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. По их мнению, одна из основных задач воспитания - дать детям возможность применять свои знания на практике.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В.Ф. Одоевского и К.Д. Ушинского.

В.Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка.