logo search
9 семестрДокумент Microsoft Office Word

Музыкальные жанры. Классификация музыкальных жанров

Цель: ознакомление с классификацией музыкальных жанров по происхождению и жизненному назначению, по способу и условиям бытования, по составу исполнителей и способу исполнения.

План-задание:

  1. Подберите предложенную литературу (при необходимости найдите дополнительные источники информации: литературу, интернет) по данной теме.

  2. Внимательно прочтите материал, разберитесь в терминологии, поработайте со словарём.

  3. Выпишите основные термины в рабочую тетрадь.

  4. Составьте план, законспектируйте изученный материал.

  5. Найдите грам-, магнитозаписи, диски, видеокассеты с музыкальными произведениями указанных музыкальных жанров. Послушайте музыкальные примеры, определите жанровые принадлежности.

  6. Проконтролируйте себя.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Дайте определение следующим понятиям:

- музыкальный жанр; - танец; - ария;

- песня; - марш; - романс;

- хор; - месса; - концерт;

- баллада; - опера; - увертюра;

- ансамбль; - оперетта; - сюита;

- кантата; - соната; - балет;

- оратория; - симфония; - мюзикл.

  1. Перечислите первичные жанры музыки.

  2. Какие жанры музыки относятся к вторичным и почему?

  3. В чём проявляется взаимосвязь первичных и вторичных жанров музыки?

  4. Какие музыкальные жанры различают по способу и условиям бытования?

  5. Какие музыкальные жанры различают по составу исполнителей и способу исполнения?

  6. Перечислите виды произведений вокального жанра.

  7. Какие существуют виды произведений инструментального жанра?

  8. Какова классификация музыкальных жанров по содержанию?

  9. Каковы жанровые разновидности песни?

  10. Каковы разновидности марша?

  11. Назовите состав сюиты XVII-XVIII веков.

  12. Какова классическая структура симфонии?

  13. В чём отличие кантаты от сонаты?

  14. В чём отличие оратории от оперы и кантаты?

  15. Какие музыкальные жанры называют театральными и почему? Приведите примеры.

Студент должен

Знать:

-классификацию музыкальных жанров;

- характерные особенности малых и крупных музыкальных жанров.

Уметь:

- различать на слух малые музыкальные жанры, узнавать по характерным признакам всевозможные их комбинации;

- различать вокальную и инструментальную музыку, её исполнителей (солист, хор, ансамбль, оркестр).

Литература:

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л.: Музыка, 1984.

  2. Зильберквит М. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.

  3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1984.

  4. Музыкальная энциклопедия. – М., 1973-1982. – Т.2.

  5. Осеннева М., Безбородова Л. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: ACADEMIA, 2001. – гл. 2.

  6. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я //Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – С-Пб., 1992.

  7. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1990.

  8. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.