3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
Отклонение в развитии необходимо выявить к 3—4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения. Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные медицины (педиатрии, детской психоневрологии), данные, полученные при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.
Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии.
Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка основывается на следующих основных принципах:
развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;
целостного изучения нарушений психического развития;
качественного анализа структуры дефекта;
этиопатогенетического подхода с учетом взаимосвязи эндогенных и экзогенных факторов.
Процесс диагностики включает сбор медицинского и психологического анамнеза, при этом особое внимание обращается на особенности развития ребенка в первые три года жизни. На этапе собственно психологического обследования оценивается уровень моторного, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.
Коррекционно-педагогическую работу с детьми с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа:
Оказание медицинской помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС.
Помощь детям дошкольного возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий.
Специализированная помощь детям с отклонениями в развитии с учётом структуры дефекта и спецификой проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.
Ранний возраст является наиболее благоприятным для проведения ранней диагностики и оказания ранней помощи детям группы риска. На дошкольном этапе создаются наиболее благоприятные условия для коррекции вторичных нарушений и целенаправленной подготовки детей с проблемами к школьному обучению в контексте решения образовательных задач.
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.