2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.
Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Рассмотрим направления методической работы на примере решения проблемы оздоровления детей
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны.
Кроме того, что частые заболевания негативно сказываются на здоровье ребенка, пропуски занятий в ДОУ могут привести к отставанию в усвоении программы обучения в ДОУ.
Исходя из этого задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
Методический кабинет является центром методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольных учреждений, поэтому задача старшего воспитателя — сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет являлся центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Старший воспитатель вместе с медицинскими работниками ДОУ подбирают материалы по оздоровлению и закаливанию детей. Анализируют информацию и передовой педагогический опыт, отбирают такие формы работы по оздоровлению и закаливанию детей, которые реально проводить в ДОУ, Знакомят с ними педагогов ДОУ и родителей, отбирают группы, в которых будет проводиться опытная работа по внедрению опыта оздоровительной работы (с согласия родителей детей и педагогов).
Основными задачами детского сада по оздоровлению дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей; Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Работа в детском саду строится по нескольким направлениям: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками; Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Формы методической работы: самостоятельная работа с материалами методического кабинета; педагогический совет; семинары (проблемные, практикумы); консультирование, обследование, лекции; информация на стенде, самообразование, наставничество, работа творческой группы и т.д.
Содержание методической работы:
1. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.
В данном случае в группах создаются физкультурные зоны (место для проведения утренней зарядки и комплекса упражнений после дневного сна, место для массажных ковриков с шипами и пр.). На территории ДОУ оборудуется площадка для спортивных занятий (полоса препятствий, мишени для попадания в цель и т.д.). Работа по оздоровлению и закаливанию требует чёткой организации теплового и воздушного режима помещения; рациональной неперегревающей одежды детей; соблюдения режима прогулок во все времена года; занятий босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Родители под руководством воспитателей изготавливают "чесночные киндеры" (коробочка от игрушки из "Киндер-сюрприза" с зубком чеснока внутри вешается детям на шею).
2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой: формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников может включать в себя:
Профилактические мероприятия: Точечный массаж по методу Уманской; Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий; Гимнастику с элементами хатха-йоги; Комплексы по профилактике плоскостопия; Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек; Дыхательную гимнастику; Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); Прогулки + динамический час; Закаливание (Сон без маек; Ходьбу босиком; Чистка зубов и полоскание полости рта; Обширное умывание; Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями); Оптимальный двигательный режим.
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ: Луковый напиток; Фитонциды (Лук, чеснок), Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1 октября по 30 апреля)
- 1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.
- 2. Учетная политика материальных ресурсов дошкольного образовательного учреждения: приобретение, хранение, списание.
- 1. Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.
- 2. Механизм реализации права ребенка на дошкольное образование в структуре Департамента образования города Москвы.
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- 2. Система дошкольного образования в Российской Федерации. Виды дошкольных образовательных учреждений.
- Факторы определяющие социально-психологический климат
- 1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.
- 2. Требования общества, предъявляемые к современному руководителю. Функции руководителя. Общие и конкретные функции управления.
- 1. Содержание работы заведующей дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Права и обязанности работников образовательного учреждения.
- 1. Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.
- Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.
- 2. Фонд оплаты труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Особенности исчисления. Доплаты. Надбавки.
- 1. Правовая защита детей руководителями образовательных учреждений.
- 1. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Содержание и основные формы.
- 2. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основы принятия управленческого решения.
- 2. Текущая документация по организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Система управления содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- 2. Организация контроля в дошкольном образовательном учреждении.
- 1. Психология кадровой работы: адаптация персонала, мотивирование и стимулирование персонала, учет индивидуального стиля деятельности при расстановке кадров.
- 2. Социокультурная среда образовательного учреждения. Роль заведующей и воспитателя в ее создании и регулировании. Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления.
- 1. Контроль в системе дошкольного образования: содержание, виды, функции, формы организации контроля.
- 2. Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.
- 1. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.
- 2. Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений.
- 1. Методическая поддержка воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
- 2. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения: основные фонды, материальные запасы, трудовые ресурсы.
- 1. Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса. Виды и проявления профессионального стресса. Профилактика и преодоление стрессов.
- 2. Технология экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации.
- 1. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по созданию экологической развивающей среды.
- 2. Правовой аспект развития системы дошкольного образования.
- 1. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового влияния. Групповая сплоченность.
- 2. Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.
- 1. Управленческое взаимодействие. Распределение и делегирование полномочий и ответственности.
- 2. Функциональная связана с выполнением поставленных задач.
- 1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.
- 2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).
- 3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.
- 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в доу и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.
- 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).
- 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в
- 2. Внедрение новых программ, современных педагогических технологий, инновационного опыта в практику работы детского сада.
- 1. Особенности диагностической работы по детскому изобразительному творчеству.
- 2. Система повышения квалификации педагогических работников.
- 2. Проблемы управления и организации работы с кадрами в учебном округе.