logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики

Особое место среди теоретиков Нового времени занимает Я.А. Коменский, которого называют родоначальником педагогической науки. Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель, Я.А. Коменский родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил по свидетельству исследователей лучшее по тому времени образование. Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского («пансофия» — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В соответствии с традициями эпохи Возрождения Я.А. Коменский исповедовал оптимистический взгляд на способности человека к развитию. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования». Коменскому присущ наиболее широкий подход к педагогике. Цель воспитания, по Коменскому, подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Т.о., Коменский выделял составные части воспитания — научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка – языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением.

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в книге «Дидактика» на чешском языке, в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Занимаясь педагогической деятельностью, Коменский переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика», ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования. Название книги символично, поскольку он не только понимает под дидактикой «всеобщее искусство учить всех всему», но и рассматривает здесь не только вопросы обучения, но и воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В этой работе сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Я.А. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании, не может быть скачков. Для Я.А. Коменского образованность не является самоцелью. Она приобретается для того, чтобы «сообщать другим» образованность и ученость. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. В «Великой дидактике», которую он называет всеобщим искусством учить всех всему, Коменский впервые обосновывает принципы обучения и воспитания, создает стройную систему всеобщего образования, разработав классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Я.А.Коменский обосновывает необходимость всеобщего образования, дидактические принципы (систематичности, легкости, прочности), придавая особое значение наглядности обучения, которую он называет «золотым правилом дидактики». Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Формулируя правила организации учебного процесса, Я.А. Коменский ставит цель обеспечит легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального.

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

Я.А. Коменский по предложению шведского правительства подготовил учебники: «Преддверие латинского языка», «Зал латинизма», а также «Новейший метод языков». Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно их моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа побуждал Коменского к разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половине 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа — игра», которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества явился «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». «Всеобщий совет...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» анализирует основные методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» (или «Всеобщее устройство») содержит философское ядро «Всеобщего совета…» — это собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский разработал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек — творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития - «классы». Т.о., система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, — «Всеобщий язык». «Всеобщее исправление» завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключит, часть «Всеобщего Совета…» — «Всеобщее поощрение» призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет…», проникнуты глубокой верой в человеческую личность. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», подчеркивает Я.А. Коменский. Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствующие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного деятельного мышления, способности к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела, мечтая о превращении школы из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа, которую он называет «мастерской человечности», должна стать «лабораторией» подготовки гуманных людей.

Итак, творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.