logo search
Ответы на вопросы по гос

49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.

В Беларуси действует ряд дискриминационных норм законодательства. В первую очередь, следует отметить, что государственная система образования, в соответствии с КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 13 января 2011 г. N 243-З, устанавливают основы существования и деятельности специализированных интернатных учреждений для учащихся по признаку инвалидности (психофизических особенностей). Подобная форма организации обучения создает предпосылки для появления и развития (как в сообществе людей с инвалидностью, так и в обществе в целом) стереотипов и стигм в отношении людей с инвалидностью, формируя устойчивые предпосылки для появления дискриминационных отношений.

В случаях, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производятся на дому. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. N 44. При этом одному из родителей либо лицу, его заменяющему, предоставляются материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому (статья 271 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 13 января 2011 г. N 243-З).

Образование детей с инвалидностью и особенностями сопряжено с вопросами медицинской экспертизы и зависит от характера показаний к образованию. При равном общем количестве баллов для использования своего преимущественного права на зачисление инвалиды I и II группы, дети-инвалиды должны представить при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 февраля 2006 г. N 80 «О ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ»).

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (18 мая 2004 г. № 285-З)

Статья 25.

Обучение на дому

1. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения образования на дому на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.

2. Перечень показаний к обучению на дому, порядок организации обучения на дому определяются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3. Решение об обучении на дому принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании заявления законных представителей лиц с особенностями психофизического развития, заключения врачебно-консультативной комиссии и заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на уровнях получения дошкольного, общего базового, общего среднего образования и медико-реабилитационной экспертной комиссии на уровне получения профессионально-технического образования.

4. Обучение на дому организуется аккредитованным учреждением образования по месту жительства обучающегося или учреждением образования, где он обучался до возникновения медицинских показаний для обучения на дому.

Надомное образование – форма обучения, при которой для детей, имеющих психические заболевания или тяжелую степень инвалидности, создается специальная программа обучения.