logo search
Ответы на вопросы по гос

2. Повышение психической активности ребенка.

Провести «комплекс оживления» можно посредством аутостимуляции — тонизирование себя различными приятными ощущениями, носящими своеобразный характер (раскачивание на стуле, протирание ладоней, почесывание, скандирование стиха и пр.). Эти способы хороши, если нет других. Однако постепенно надо стараться придать неосознанным, стереотипным действиям ребенка игровой смысл, увлекательно трактовать их и понемногу создавать близкий ребенку игровой образ, связанный с его эмоциональным опытом.

Неиссякаемыми источниками для повышения психической активности являются всевозможные упражнения с «одой, светом, сыпучими материалами. Это может быть наблюдение за обычными фонтанами и с цветомузыкой, бросание камушек в речку, брызгание, переливание жидкости из одного сосуда в другие, разной формы, величины, объема. При этом лучше всего переливать закрашенную воду (разболтать кисточкой, обмакнув ее перед этим в акварельную краску) в прозрачные сосуды: у ребенка будет возможность наблюдать интересные изменения наряду с развитием моторики, координации «глаз—рука» и умения концентрировать внимание. Пускание радужных мыльных пузырей, «солнечных зайчиков», создание «секретов» в земле, манипуляции в сухих шариковых бассейнах или коробках с разнообразными наполнителями, «путешествие по облакам», приятные воспоминания, нахождение в сенсорной комнате и использование всего того, что характерно для стратегии Snoezelen, — все это создает необходимые условия для общения с ребенком.

3. Создание продуктивного педагогического общения с целью усвоения знаний, умений и навыков, коррекции и развития возможно на основе анализа .ситуации, подготовленного пространства и оптимальной модели поведения.

Стратегии взаимодействия: кооперация, конкуренция, деструктивный/продуктивный конфликт. На этом строятся модели поведения педагога, которые могут быть представлены в следующих вариантах: неконтактная, дифференцированного внимания, гипер- и гипорфлексивная, модель негибкого реагирования («Юмор на лестнице»), авторитарная, дикторская, модель активного взаимодействия. Стадии коммуникации: моделирование, организация непосредственного общения, управление им, анализ результатов (рефлексия). При этом коммуникативные педагогические действия на уроке могут быть следующие: организационные, реактивные, действия-требования, действия-отклики. По данным американского педагога Стевенса (1912), в среднем 64 % времени на уроке говорят учителя, 80 % всего общения в классе приходится на вопросы, ответы и реакцию на ответы. Все исследования, проведенные в последующие годы, показывают, что ситуация меняется мало.

В целом ряде случаев на третьем этапе организации педагогического общения с ребенком, имеющим ограниченные возможности, потребуется провести различные изменения привычного процесса. В частности, адаптация окружающей обстановки потребует приспособления или модификации в пределах определенного места. Это могут быть пандусы для детей на инвалидных колясках или костылях, увеличение/уменьшение солнечного света для детей с недостатками зрения, снижение уровня шума или интенсивности занятия. При традиционной расстановке парт в учебной комнате мы в результате имеем «затылочное» общение. На различных типах уроков имеет смысл использовать различные варианты «меблирования» с целью создания продуктивной рабочей обстановки.

Адаптация указаний связана с изменением темы занятия (беседы) в зависимости от опыта ребенка, которые должны носить непроизвольный характер.

Адаптация материалов предполагает книги с крупным шрифтом, материалы увеличенного размера, выполненные контрастным способом, для детей с нарушением зрения; удобные, толстые ручки, фиксаторы на учебном оборудовании, игрушках и прочих приспособлениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Адаптация учебной программы направлена на регулирование времени и последовательности изучения тем, чередование видов деятельности независимо от общего ритма класса.

Во многих странах мира разрабатываются специальные модели поведения учителя на уроке.

Так, например, Маккроски и соавторы в книге «Власть на уроке. Техника изменения поведения. Коммуникативный тре-нинг обучения» выделяют 22 эмоциональные модели общения (McCroskey J., James С. and others. Power in the Classroom. Behavior Alteration Techniques. Communication Training and Learning. West Virginia University, 1985).

Положительное влияние на эффективное обучение оказывают фразы учителя, содержащие:

• приглашение к действию: «Попробуй, это тебе понравится, ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»;

• создание мотивации: «Это хорошая практика, тебе это пригодится в жизни, подготовит тебя к работе, поможет тебе сдать экзамен»;

• подбадривание: «Ты хорошо умеешь это делать, лучше тебя с этой работой никто не справится»;

• просьба учителя помочь удостовериться в качестве работы: «Я должна знать, как хорошо я тебя научил; мне нужно видеть, как ты это делаешь и понимаешь; я должна убедиться в том, насколько понятно я это объяснила».

Негативное влияние на учеников оказывают фразы, содержащие:

• угрозу наказания, типа: «Я тебя накажу, если ты этого

не сделаешь; я поставлю тебе двойку, если ты ...; если ты этого не сделаешь сейчас, я заставлю тебя заниматься этим дома весь вечер; ... исписать всю тетрадь» и т. п.;

• ссылки на официальный авторитет учителя: «Потому, что я так сказал; я — учитель, а ты — ученик; здесь я решаю, а не ты»;

• апелляции к долгу: «Это твой долг; ты обещал это сделать; ты сказал, что в следующий раз попытаешься; у тебя нет выбора: ты здесь для того, чтобы работать»;

• уравнивание: «Твои товарищи это тоже делают; все могут это делать, кроме тебя»;

• ссылки на ответственность перед классом: «От тебя зависит судьба всего класса; не подведи свою школу (город, страну); все твои друзья рассчитывают на тебя; ты все испортишь для целого класса».

Таким образом, рассмотренный материал показывает, что правильно организованное общение играет огромную роль не только в процессе усвоения программных знаний, умений и навыков, но и развития личности в целом.