89. Требования к уроку
Рассмотрим сначала осн. дидактические требования, пред. к совр. уроку:
- отч. формулирование образ. задач в целом и их элементов, их связь с разв. и восп. задачами. Установление места в общей системе уроков;
- установление оптим. содержания урока в соотв. с требованием учебной программы и целями урока. При этом важно учитывать уровень подготовки и подготовленности учеников;
- прогнозирование уровня усвоения учениками научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на разл. его этапах;
- выбор самых рац. методов, приемов и средств обучения, стимулирования и проверки, опт. их воздействия на любом этапе урока, выбор, кот. обеспечивает позн. активность, сочетание разных форм кол. и инд. работы на уроке и макс. самостоятельность в учении учащихся;
- осуществление на уроке всех дидакт. принципов;
- сотворение условий усп. учения учащихся.
Очень важными являются и псих. требования к уроку.
Психол. цели включают в себя:
1) проектирование развития учеников в изучении конкр. уч. предмета и конкр. урока;
2) учет в цел. установке урока псих. задачи изучения темы и итогов, дост. в предш. работе;
3) предусмотрение некоторых средств псих. - пед. воздействия, метод. приемов, обесп. развитие учеников.
Стиль урока имеет такие сост. моменты: 1)определение содержания и структуры урока по принципам разв. обучения:
- соотношение нагрузки на память учеников и их мышление;
- установление объема воспроизв. и творч. деятельности учеников;
- планирование усвоения знаний в гот. виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе сам. поиска;
- выполнение учителем и учениками пробл. - эврист. обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности учеников, кот. осуществляются учителем, и взаимной крит. оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учеников к деятельности (комментарии, выз. пол. чувства в связи с прод. работой, установки, стим. интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовка к уроку и осн. - осознание псих. цели и внутр. готовность к ее реализации;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
- педагогический такт (случаи проявления);
- псих. климат на уроках (установление атмосферы радостного, искр. общения, дел. контакт и др.).
Организация позн. деятельности учащихся представляет собой:
1) определение мер для предоставления условий продукт. работы мышления и воображения учащихся;
2) организация работы мышления и воображения учеников при формировании новых знаний и умений;
3) закрепление результатов работы.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания