logo search
psih_i_ped

2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)

Чтобы более четко представлять путь развития психологического знания, кратко рассмотрим основные его этапы.

1. Наши предки пытались объяснить духовную деятельность, полагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым и т.п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот.

2. Древние цивилизации придумали себе богов и богинь, им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.

Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих – в зависимости от данной культуры – на Олимпе, на небе или в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и т.д.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Согласно мифу, Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна, что ее сын хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие – стала символом души, ищущей свой идеал.

3. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

4. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427–347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа – это начало незримое, возвышенное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. А тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам.

Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (потребности, мотивы). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделения – в брюшной полости. Гармоничное единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» – спрашивают Сократ и Платон.

5. Великий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в трактате «О душе», который считается первым психологическим произведением, впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех жизненных функций. Аристотель, в отличие от Платона, выдвинул концепцию души как функции тела, а не как чего-то внешнего по отношению к нему феномена. Душа, или «психе», - это двигатель, позволяющий живому существу реализовывать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека – это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка, в его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.

6. Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо, которое представляет собой тайну, недоступную смертным. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Путь к спасению, соответственно, лежит не через знания, а через веру в догматы.

На протяжении всех одиннадцати столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ. По одну сторону находились несгибаемые богословы, которые чаще всего рассматривают философию лишь как измышление дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над человеческим разумом. По другую сторону – возникавшие философские течения, из которых наиболее известное – схоластическое. Его предтечей был Абеляр (1079–142), но расцвета оно достигло лишь в XIII веке благодаря Фоме Аквинскому (1228–1274). Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой.

7. Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления – математические и одновременно механические – о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

Французский философ Рене Декарт (1596–1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: “тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим”. Однако душа способна производить в теле в движения. Это противоречие породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и душевные (психические) процессы в человеке?

Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, это позволяет “животным душам”, находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие.

Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие “разумной души”, локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Этот декартовский дуализм тело, действующее механически, и управляющая им душа – надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. И несмотря на то что знания в области анатомии и физиологии в последующие века значительно обогащались, лишь в конце XIX века понятие «души», которое сменилось сначала понятием «разума», а затем «сознания», окончательно уступило место концепции, согласно которой поведение человека управляется в основном нервной системой, поэтому наши восприятия, наши чувства или мысли – это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган – головной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма. Соответственно, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще.

Тем не менее представления Декарта, пусть зачаточные, о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии.