logo search
все билеты

1. Теории трудовой мотивации. Мотивационная сфера личности. Мотивация к труду. Мотивация поведения личности в организации.

Существует много теорий мотивации труда

Д. МакГрегор – известный американский социолог, доктор философии, занимавшийся проблемами менеджмента,

("икс, игрек — теория")

Теория "X" строится на постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.

Теория "У", являющаяся дополнением теории "X", строится на противоположных теории "X" принципах — необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Согласно рекомендации Макгрегора, "ХУ — теорию" необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния "X" к состоянию "У".

Теория человеческих отношений Э. Мэйо. Ротлизбергер и др. базируется на следующих основополагающих идеях:

- трудовая мотивация определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормами, а не физиологическими потребностями и материальными стимулами;

Эта теория, равно как и ее реальное воплощение в менеджменте, оказала большое влияние на практику коллективной мотивации. Теория "Z" Оучи

Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у сотрудников — с помощью соответствующей организации и стимулирования — отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда.

Терия "Z" уделяет главное внимание коллективной мотивации и раскрепощению инициативы работника.

В целом же теории мотивации при их творческом использовании служат важным ориентиром практической деятельности в области мотивации труда.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА — ядро личности Мотив — это побуждение к деятельности.

Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

Потребность — это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Известный американский психолог А.Х.Маслоу предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и

др.

  1. Потребности в безопасности — чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

  1. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

  1. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

  1. Познавательные потребности — знать, уметь, понимать, исследовать.

  2. Эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота.

  1. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Мотивация к труду

Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которых могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне.

Мотивация поведения личности в организации.

Перед руководителем, озабоченным достижением высокой отдачи от своих подчиненных, стоит задача формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их трудовую мотивацию.

Под мотивирующей рабочей средой мы понимаем весь контекст профессиональной деятельности персонала организации, включающий как характеристики рабочих заданий, так и характеристики рабочей ситуации, которые оказывают воздействие на трудовую мотивацию работников.

Усиление мотивирующего воздействия рабочей среды предполагает целенаправленную работу по следующим направлениям:

Преимущественное влияние на трудовую мотивацию работников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы: разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы; законченность выполняемых работником задач: значимость, важность, ответственность заданий; самостоятельность, предоставляемая исполнителю: обратная связь.

Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие в прибылях, оплату обучения (работника или его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников, оплату отдыха работника и т.п.

Доски почета, Аллеи трудовой славы, переходящие вымпелы победителям социалистического соревнования, организация туристических поездок для лучших работников или лучших трудовых коллективов, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествования лучших работников, статьи в многотиражках и т.п. — это была нормальная, принятая повсеместно практика. Проблема состояла в одном: формализм, когда в общем-то хорошие мероприятия проводились лишь "для галочки". Сейчас многие организации почувствовали необходимость вернуться к хорошо знакомым, но подзабытым методам морального стимулирования, понимая, что, с одной стороны, не все измеряется деньгами, а с другой — не имея достаточных финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь на основе денежных стимулов. Средства же морального стимулирования обходятся организациям в небольшие суммы.

Мотивация работников зависит от характеристик целей и от того, как реализуется процесс постановки и реализации целей. Работник должен принимать цели и хотеть их достичь. Активное участие в постановке целей позволяет работнику почувствовать личную ответственность за успешность их достижения в будущем.

Укороченная и удлиненная рабочая неделя, гибкий рабочий график, разделение работ, перерыв в карьере — все эти подходы дают возможность сделать рабочий график более удобным для работника, для удовлетворения его личных и семейных потребностей и интересов.

Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных с работой в компании, является эффективным инструментом повышения их удовлетворенности работой и заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности делам организации.

2. Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач социального развития детей и руководство этим процессом старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.

Социальное развитие дошкольника — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социальное развитие осуществляется в процессе общения ребенка со взрослыми (родителями, воспитателями и сверстниками), в разнообразных видах детской деятельности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Основными задачами деятельности старшего воспитателя в этом направлении являются следующие:

  1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка.

  2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в вопросах социального развития детей.

  3. Повышать коммуникативные способности детей.

  4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

  5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.

  1. Координировать работу всех служб ДОУ. направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Для решения поставленных задач социального развития воспитанников ДОУ используются следующие направления работы старшего воспитателя, на основании которых ежегодно составляется план работы старшего воспитателя ДОУ:

1. Работа с семьями воспитанников: педагогическое просвещение родителей; родительские собрания; удовлетворение индивидуальных запросов родителей — творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком

Влияние на социальное развитие ребенка: улучшится эмоциональный климат в семье; упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту: изменится в сторону большей объективности родительская оценка своего ребенка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка; повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

  1. Работа с педагогами детского сада: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов (семинар-практикум и т.п.); удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями; нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей.

  2. Работа с воспитанниками детского сада: организация различных видов детской деятельности, направленных на развитие индивидуальности детей и их социализацию; коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей; организация досуга детей.

  1. Работа с другими службами ДОУ: Проводить индивидуальную работу по Социальное развитие дошкольника с родителями психологам, медицинским работникам, логопедам; участвовать в подготовке и проведении педагогических совещаний.

  1. Работа с документацией: разработка перспективного и текущего плана работы; подготовка отчетов; пополнение методической копилки.

Таким образом, социально-образовательная деятельность ДОУ способствует созданию среды, в которой дети более успешно реализуют свой индивидуальные способности; содействует улучшению условий пребывания ребенка в ДОУ.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1. Трудовые правоотношения в дошкольном образовательном учреждении.

Трудовые правоотношения в дошкольном образовательном учреждении регулируются правилами внутреннего трудового распорядка ДОУ. Правила внутреннего трудового распорядка детского сада — локальный нормативный акт ДОУ, регламентирующий в соответствии с трудовым законодательством РФ порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования взаимоотношений в организации.

Порядок приема и увольнения работников ДОУ. Сотрудники ДОУ и обслуживающий персонал назначаются и увольняются руководителем ДОУ.

При приеме на работу заведующий ДОУ обязан потребовать от поступающего представления трудовой книжки, паспорта, справки о состоянии здоровья (санитарной книжки). От лиц, поступающих на педагогическую работу, требуется предъявления документа об окончании педагогического учебного заведения.

При приеме работника на работу или при переводе его на другую работу в учреждении, заведующий детским садом обязан: разъяснить работнику его права и обязанности; ознакомить с содержанием и объемом работы, с условиями оплаты; ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, с правилами санитарии, противопожарной охраны и по технике безопасности.

Лицам, поступающим на работу впервые, выписывается трудовая книжка, не позднее 5 дней после приема на работу. Трудовые книжки хранятся у заведующей.

Трудовой договор с работником заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

Увольнение с работы оформляется приказом заведующего ДОУ.

Основаниями прекращения трудового договора и увольнения работников являются: соглашение сторон; истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; расторжение трудового договора по инициативе работника; расторжение трудового договора по инициативе работодателя; перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность); отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией; отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора; отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность; обстоятельства, не зависящие от воли сторон; нарушение установленных Трудовым Кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы; повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Работники детского сада при увольнении по собственному желанию обязаны предупредить об этом администрацию за 2 недели, по истечении 2-х недельного срока администрация не вправе задерживать увольняемого по собственному желанию.

Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы. В день увольнения заведующий ДОУ обязан выдать работнику трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении в точном соответствии с формулировкой трудового законодательства с ссылкой на статью КЗОТ.

Администрация детского сада обязана: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; укреплять трудовую и педагогическую дисциплину; совершенствовать учебно-воспитательный процесс, распространять и внедрять передовой опыт работы в ДОУ; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; создавать условия, необходимые для нормального развития детей, а также обеспечивающие охрану их жизни и здоровья; исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

Работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Основные обязанности работников детского сада: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, использовать все рабочее время для производительного труда; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину — основу порядка в ДОУ. приходить на работу в 7 часов, уходить с работы в 19 часов (воспитатели), все остальные работники — строго по графику; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, быть вежливыми с родителями и членами коллектива, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности; соблюдать требования по технике безопасности, производственной санитарии и гигиене труда, производственной охране, пользоваться средствами индивидуальной защиты; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников, экономно и рационально использовать сырье, материалы, энергию и др. материальные ресурсы; вести себя достойно,

соблюдать правила этики поведения; строго соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, содержать в чистоте и порядке свое рабочее место; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Материальная ответственность сторон трудового договора (работников и работодателя). Работодатель или работник, причинивший ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Поощрения за успехи в работе: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение Почетными грамотами. Поощрения объявляются в приказе, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку.

За нарушение трудовой дисциплины заведующий (ая) ДОУ применяют следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение.

Рабочее время и оплата труда работников ДОУ

Режим работы ДОУ и длительность пребывания в нем детей определяются уставом и договором, заключаемым с учредителем.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, группы дошкольных учреждений различаются по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (Нчасового пребывания), кратковременного (от 3 до 5 ч в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5 и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.

Ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы): за 36 часов педагогической работы в неделю старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений; педагогам-психологам: методистам образовательных учреждений; социальным педагогам; педагогам-организаторам; музыкальным руководителям; руководителям физвоспитания.

За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

Продолжительность рабочего времени других работников составляет 40 часов в неделю.

С согласия работников каждый из воспитателей может работать неполное рабочее время с соответствующей оплатой в размере неполной ставки заработной платы. Однако следует отметить, что период работы при отсутствии у каждого работника полного рабочего времени может быть исключен при исчислении досрочно назначаемой трудовой пенсии.

Необходимо также учитывать, что изменение режима пребывания воспитанников в группе влечет изменение продолжительности рабочего времени воспитателей, а следовательно, и размера оплаты их труда.

Отпуск педагогических работников ДОУ регулируется постановлением Правительства РФ "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".

Продолжительность отпуска педагогов составляет 42 календарных дня.

Увеличение продолжительности отпуска до 56 календарных дней в ДОУ. имеющих группы для воспитанников с отклонениями в развитии (ограниченные возможности здоровья), предусматривается только для воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в группах с такими воспитанниками.

Очередность предоставления отпуска устанавливается зав. ДОУ по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом необходимого обеспечения нормального хода работы ДОУ. График составляется на каждый календарный год.

Исчисление трудового стажа педагогических работников ДОУ

Лица, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей имеют право на досрочную трудовую пенсию.