logo search
Ответы на вопросы по гос

50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

по книге Вареновой Т.В. (я скинула кусочек)

_____________________________________________________________________________________

Общение— это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно предполагает, прежде всего умение делиться — мыслями, чувствами, мнениями, информацией с помощью комплектов кодов и символов, которые все участники в состоянии понимать и трактовать. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал общение самой большой роскошью.

Процесс общения у детей от рождения до 7 лет протекает как смена нескольких целостных форм, что представляет собой коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития,взятой в целостной совокупности черт (М. И. Лисина). При этом выделяетсячетыре формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

Педагогическим общением называют отношения между педагогом и учащимися, в ходе которых решаются учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи.Сущность педагогического взаимодействия— прямое или косвенное воздействие субъектов процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Общение в учебно-воспитательной деятельности педагога может выступать как: 1) источник знаний; 2) условие формирования личности учащегося; 3) средство коммуникации; 4) способ управления учащимися; 5) средство приобщения к ценностям другого человека; 6) творчество.

По А. А. Леонтьеву, для оптимального педагогического общения учителю необходимо: 1) управлять своим поведением; 2) обладать качеством внимания; 3) владеть социальной перцепцией или «чтением по лицу »; 4) адекватно моделировать личность ученика, его психиче­ское состояние по внешним признакам; 5) «подавать себя» в общении с учащимися; 6)вербально общаться (оптимально строить свою речь в пси­хологическом плане); 7) устанавливать речевой и неречевой контакт с детьми; 8) обладать гностическими умениями, связанными с само­анализом своей деятельности, с осознанием, систематизацией и переносом информации.

Общение можно представить в виде своеобразной пирамиды, где в зависимости от количества людей, с которыми человек кон­тактирует и степени его раскрытия перед ними, выстраивается пять уровней коммуникации:

I.Поверхностное общениекак самый безопасный уровень (типа «Здравствуйте — до свидания»). В этом случае человекраскрывается минимально, а количество людей, с которыми он вступает в контакт, — максимально.

II.Фактологический уровень— сообщение информации без комментариев.

  1. Уровень мнений(наиболее приемлемый в обучении).

  2. Эмоциональный уровень (предпочтительный для общения в семье).

  3. Уровень прозрачности— самый рискованный, при этом варианте человек раскрывается полностью.

Причинами нарушения общения у детей могут быть недоразвитие речи, заикание, снижение слуха, психическая депривация, интеллектуальные нарушения, невротические расстройства, комплекс застенчивости, который включает различные пробле­щу состояния и свойства личности.

Альтернативные системы коммуникации.

Дактилология и жестовая речь — это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Движения пальцев рук (жесты) обозначают, буквы алфави­тов национальных языков. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка. Жестовый способ общения был придуман слышащими людьми для обще­ния в экстремальных ситуациях.

Система Брайля — это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, разработанный в 1829 г. французскимслепым тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852). Вскоре брайлевский шрифт был адаптирован к различным языкам и полу­чил всемирное распространение, вытеснив менее совершенные виды рельефного письма. Он состоит из комбинаций от одной до шести выпуклых точек, с помощью которых изображаются различные знаки: буквы, алфавиты, цифры, знаки препинания, ма­тематические и химические формулы, ноты.

Пиктограммно-идеограмное общение. Альтернативные си­стемы коммуникации используются не только для людей с на­рушениями слуха или зрения, но и при тяжелой дизартрии, моторной алалии, афазии, вербальной апраксии, афонии после трахео- и ларингостомии, глубокой умственной отсталости и раннем детском аутизме, когда имеются препятствия для адекватной коммуникации.

Блиссимволика— письменная система, разработанная Ч. Блиссом. Она понятна говорящим на любом языке. Набор блиссимволов состоит приблизительно из одной сотни картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в определенных комбинациях. Блисс расематривал свою систему как упрощенный вариант китайского идеографическо­го письма, которое было понятно и использовалось в течение тысячелетий людьми, не говорящими на едином языке.

ЛЕБ-система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она используется в работе с детьми, име­ющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками и детьми иностранцев без напечатанного значения слов. Она включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обо­значающие качества, состояние здоровья; посуда и продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; религия, чувства, ра­бота и отдых.

Знаковая система Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам. Все картинки — отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих жела­ниях, учиться делать выбор осознанно.

Фонетическая система речевой коммуникации Къюд Спич. Каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки). Визуально-фонетическая система включает 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных. Речь строится не послогово, а позвучно.

Этапы организации общения с ребенком.

1. Установление эмоционального контакта.

2. Повышение психической активности ребенка.

3. Создание продуктивного педагогического общения.

1. Установление эмоционального контакта.

В основе общения лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастает в сотрудничество. Он необходим для снятия страха, тревожности, подозрительности. Приемы и средства аттракции: улыбка, комплимент, сюрприз, называние человека по имени. Аттракция — это процесс или механизм формирования привязанностей, эмоционального принятия лицами друг друга. Исходным пунктом аттракции является мнение о том, что нет плохих людей, есть плохие отношения.

При установлении эмоционального контакта с ребенком-инвалидом очень важно помнить, что неожиданно громкий голос, быстрые стремительные движения могут его сильно напугать. Следует взять за правило — подходить к больному ребенку только спереди, сообщать заранее тихими шагами о своем приближении и о том, что вы собираетесь делать. Ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата реагирует на внезапный шум или на неожиданное и неосторожное приближение человека, оказавшегося в поле его зрения, усиленным мышечным сокращением. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать усиление спазма. При общении с такими детьми надо постоянно помнить об их повышенной чувствительности и избегать резких, сильных сенсорных раздражителей, особенно опасны такие раздражители для детей с ДЦП. В этом случае они начинают совершать буйные вращательные движения. Чувствительность по отношению к тем или иным ощущениям, которая обычно локализуется только на лице и в голове, у детей с ДЦП распространяется на все тело. В связи с этим прикасаться к конечностям такого ребенка надо с той же сдержанностью и осторожностью, что и к лицу другого человека.

Общение должно проходить в очень спокойной обстановке. При установлении контакта с ребенком надо исключить громкий голос, резкие движения, не быть слишком активным, напористым, не смотреть пристально ему в глаза. Вообще рекомендуют как можно меньше речевого обращения. Если взрослый сидит спокойно, иногда взглянув на ребенка, улыбается ему, позволяет рассмотреть себя, ребенок обязательно подойдет к нему. При этом взрослый может тихо играть с игрушкой, рассматривать картинки, книжку и т. п., т. е. делать то, что может вызвать любопытство, но при этом, конечно, держать ребенка в поле своего зрения.