logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников

Произошедший в обществе процесс переосмысления системы образования, основанной на репродуктивно-авторитарных принципах, способствовал появлению различного рода концепций, содержащих новый философско-методологический взгляд на образование и воспитание, основанных на гуманистическом и личностно-ориентированном подходе.

Современное понимание гуманизации воспитания основывается на положениях о том, что гуманистическая сущность раскрывается в признании абсолютной ценности воспитанника как личности, его естественного права на свободное и полноценное развитие, в его социально-педагогической поддержке, в оценке роста образовательного потенциала личности, как ведущего критерия эффективности образовательной системы. Создание вокруг ребенка психологической атмосферы заботы, безопасности, сотрудничества и любви обеспечивает максимально благоприятные условия для реализации основных идей гуманно-личностного подхода.

Приоритетная роль в создании таких условий принадлежит личности педагога. Для педагога должен быть значимым каждый ребёнок в любом его состоянии, ибо для него важны не конкретные знания или качество опыта, а стоящие за ними переживания, отношения, оценки, вектор индивидуального развития, уникальный жизненный опыт. Так как личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса, у воспитателя должна быть заинтересованность в судьбе детей, проявление к ним любви педагогической, вера в них. Сотрудничество, мастерство общения, терпимость к детским недостаткам. Эти личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Среди шести особенностей образовательного процесса, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики, Ш.А. Амонашвили выделяет как особую, гуманную миссию педагога − «очеловечивание» среды вокруг каждого ребенка, гуманизацию социума и самого педагогического процесса как высшую заботу учителя. Важным условием гуманизации является насыщенность занятий жизнью. Ребенок должен находиться «на уроке, который пропитан духом гуманных отношений и в которой его личная жизнь принимается как необходимое условие обогащения жизни других» (Ш.А. Амонашвили).

Значимым условием построения гуманного педагогического процесса является радость совместного бытия, совместного труда, как основание сотрудничества. Ш.А. Амонашвили полагает, что стремление к сотрудничеству с людьми – это прирожденная черта ребенка, оно заложено в индивидуальной направленности. Сотруднические взаимоотношения педагога с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательно-воспитательного процесса. Нужно закрепить добрые взаимоотношения между детьми путем воспитания в них сотрудничества. При этом Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что осуществление такого сотрудничества зависит от личностных качеств учителя. Ш.А. Амонашвили утверждает, что учителю надо понять важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого ребенка. Гуманного учителя не покидает «любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка» (Ш.А. Амонашвили).

Очень близок к гуманному подходу личностный, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Современное понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е г.г. представители направления гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкл, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка.

Идея личностного подхода разрабатывалась с начала 80-х г.г. некоторыми отечественными учеными (К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако личностный подход ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам.

Личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребёнку и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собств. достоинства, ответственности, терпимости.

Анализ современных концепций воспитания дает основание для следующих выводов:

Приоритетными проблемами в современных концепциях воспитания стали социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества, социальная защита обездоленных групп населения, регионализация воспитания, развитие воспитательных систем, интеграция воспитательных влияний, создание воспитательной среды и т.д. Внимание концентрируется на выработке реальных целей воспитания, решении проблем построения новых форм взаимодействия с детьми, подготовке педагогов-воспитателей, которые смогли бы осуществить новую идеологию воспитания. При этом следует иметь ввиду, что средства и способы введения ребенка в культуру во многом зависят от понимания авторами сущности воспитания.

Важный момент, отличающий понимание воспитания в современных концепциях – «возвращение образования и воспитания в контекст культуры» (Н.Крылова), т.е. как ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, так и создание культурной среды для саморазвития личности (Е.Бондаревская, Н.Крылова, В.А. Петровский, Битинас Б.П., Бочарова В.Г, И.М. Таланчук).

«Суть воспитания, по мнению В.А.Петровского, приобщение к миру человеческих ценостей и норм взаимоотношений с миром, и сознательное, свободное самоопределение человека в этом мире».

Воспитание, по мнению И.М. Таланчука и Н.Б. Крыловой, не только следует за социальными условиями. Ему принадлежит прогнозирующая, предвосхищая роль. Авторы подчеркивают, что сегодняшние дети – творцы сегодняшней и будущей культуры.

Одно из оснований, по которому Т.В. Фролова делит современные концепции воспитания, это понимание воспитания в широком, социокультурном, и конкретном, практико-ориентированном, смысле. К отдельному направлению она относит концепции конкретных авторских и различных инновационных школ.

В концепции личностно-ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской воспитание как часть образования рассматривается через культуру, т.е. как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Е.В. Бондаревская выделяет следующие компоненты культурологического подхода в воспитании:

Подходы к определению культуры: аксиологический, деятельностный и личностный (совокупность ценностей; специфический (культурный) способ деятельности, качественная характеристика способов жизнедеятельности человека; среда, растящая и питающая равзитие личности, все проявления человеческой субъективности, человек является истинным .творцом культуры, механизмом его развития – персонализация). Методологической основой концепции является диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина. Культура существует как общение, как диалог людей различных культур, как форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой выбор, свою судьбу, как творчество, продуктами которого выступают, по М.М. Бахтину, тексты и произведения. Культурологические функции личностно ориентированного образования и воспитани: гуманитарная, культуросозидающая, социализации

Одной из первых концепций, обращенной к педагогическому потенциалу сознания как главной ценности образования (образ мира, образ мыслей, образ Я), стала педагогика свободы и педагогической поддержки О.С. Газмана. Она снимает проблему «человека как объекта воспитания» (предмета социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Педагогика свободы – теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ребенка как уникальную, духовную самость. Ребенок выступает не как индивидуальная возможность, а как индивидуальная действительность. Свобода – условие и воспитания, и педагогической поддержки, и особая педагогическая категория; как акт активности человека знаменует переход к независимости от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. «Человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним» (В. Франкл). Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Основывается на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

О.С. Газман формулирует гуманистические максимы (принципы) воспитания:

Гуманно-личностная концепция «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили исходит из того, что собственные законы развития Ребенка заложены в нем природой и могут быть представлены тремя основными страстями: это страсть к развитию; страсть к взрослению; страсть к свободе. Сущность деятельности Школы Жизни – способствовать становлению, развитию и воспитанию в Ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств. Содержание основной цели Школы Жизни заключается в облагораживании души и сердца ребенка; развитии и становлении его познавательных сил; обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений с определенными характеристиками. Путь достижения целей образования в Школе Жизни – постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины.

Аксиологические особенности гуманистического образовательного процесса, построенного на идеях и принципах «Школы Жизни» Ш. Амонашвили: деятельная сущность ребенка; принятие ребенка таким, каков он есть; формирование в ребенке развитого, свободного и образованного человека; оптимистическая, жизнеутверждающая сила образовательно-воспитательного процесса; целостность личности ребенка; понимание исключительной важности духовного развития детей; стремление к обогащению духовной жизни каждого ребенка. Условие целостности образовательно-воспитательного процесса – развивающаяся в многообразных формах жизнь ребенка, жизнь детей. Сотруднические взаимоотношения педагога с детьми, обладающие нравственной и познавательной ценностью, – естественные качества гуманного образовательного процесса. Основы сотрудничества – радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни. Ш. А. Амонашвили призывает воспитывать самих себя как учителей, воспитателей, педагогов, выращивать в себе мастера высокого класса, овладевать искусством исполнения педагогических процессов.

К основным установкам учителя гуманного педагогического процесса Ш. А. Амонашвили относит законы учителя (понимать и любить ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку); руководящие принципы гуманного педагога (очеловечивания среды вокруг ребенка; уважения личности ребенка и терпения в становлении ребенка); заповеди воспитателя (вера в безграничность ребенка, вера в свои педагогические способности, вера в силу гуманной педагогики).