59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
В Европе, Америке, Японии есть большое разнообразие теорий и подходов к воспитанию. В первую группу входят концепции, в которых воспитание считается более или менее жестким руководством учениками, формированием заданных обществом свойств личности. Это можно именоватьавторитарной, технократической педагогикой. Воспитательные концепции второй группы можно назвать гуманистической школой. В общем воспитательные системы Запада основывают свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм служат психологической основой большого числа воспитательных концепций Запада.
Основатели технократической авторитарной педагогики учитывают то, что задачей воспитательной системы школы и общества служит формирование "функционального" человека - исполнителя, адаптированного к жизни в существующей общественной системе, подготовленного к осуществлению соответствующих социальных ролей. Например, в США такие роли: гражданин, работник, семьянин, потребитель.
Воспитание стоит строить на рациональной научной основе. При этом программируется поведение людей, управляя его формированием. Советская педагогика старалась строить воспитание как управляемый и контролируемый процесс, пытаясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе тоже находятся на позиции, что формирование и воспитание человека должно быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в подобном подходе есть угроза манипулирования личностью, опасность приобрести в итоге человека-функционера, слепого исполнителя. Воспитание является модификацией поведения, выработкой "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики находится принцип модификации поведения учеников в необходимом направлении.
Модификационная методика предполагает выработку необходимого поведения в различных социальных ситуациях при помощи "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. Если модификация поведения становится причиной манипуляции личности, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это имеет антигуманный характер. Крайним проявлением технократического подхода служит теория и практика психотропного воздействия на учеников и взрослых. Воспитание при помощи фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, представляющая собой воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, применении современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого был видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку утверждением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), дополнил ее положением о подкреплении, из-за чего цепочка формирования заданного поведения стала иметь вид "стимул - реакция - подкрепление".
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания