logo search
ГЕНДЕР целиком

4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.

Обратите внимание на то, какой простой (дощатый сарай, древний, закопченный, обшитый по углам ржавыми листами жести) и одновременно очень поэтический, почти сказочный образ кузницы (Огненная дверь кажется пещерой, которая ведет, может быть, и внутрь земли).

И выскакивает из кузницы маленький человек – кузнец Волошин, который больше похож на колдуна:

В руках - длинные клещи, а в них зажата раскаленная драконья кость. Он сует ее в воду - раздается шипение похлеще кошачьего или гадючьего.

Почему подчеркнуто, что человек «маленький»?

Кто еще работает в кузнице?

Почему один кузнец – Волошин – назван только по фамилии, к нему и обращаются только по фамилии, а второй – Шурка Клеткин – именуется просто Шуркой?

Как вы понимаете противопоставление: Он - силач, а Волошин – мастер?

Как относятся кузнецы к принесенной железяке? Как отражается их мастерство в этом отношении?

Почему в рассказе уделено много внимания чувствам и словам Шурки, а Волошин всегда молчит? Как вы думаете, на чем сосредоточены все мысли и переживания Волошина?

Выход. Важно закрепить понимание того, что человек испытывает потребность в созидательной, востребованной в обществе деятельности. Труд создает ощущение нужности, полноценности. Настоящий мастер, кто он? Для подведения итога обратимся к иллюстрационному материалу в альбоме: на картинке изображен человек, только что закончивший работу, на его лице улыбка, вся его поза выражает удовлетворение выполненной работой. Спокойствие, умиротворение говорят о том, что это мастер

Финальное эссе (устное или письменное) Попробуйте объяснить, кто такой «мастер»?