logo search
Ответы на вопросы по гос

36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.

Современный этап развития социально-экономической, нормативно-правой и культурной жизни общества требует от выпускников достаточной компетентности в умении решать жизненные проблемы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь обеспечить достойный уровень жизни. Особенно остро встает вопрос о повышении эффективности социальной адаптации и последующей интеграции в современном обществе выпускников вспомогательных школ.

В настоящее время направленность на формирование общеобразовательных знаний и умений сменяется пониманием того, что цель обучения - это прежде всего повышение качества жизни детей, их социальное развитие, включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие.

В целях повышения социальной защищенности выпускников специальных учреждений образования Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», предусмотрено осуществление их патроната на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.

Патронат определяется как «оказание индивидуально-ориентированной, социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам учреждений образования из числа лиц с особенностями психофизического развития на начальном этапе их самостоятельной жизни» (Инструкция о патронате лиц с особенностями психофизического развития: постановление Министерства образования Республики Беларусь).

Основными задачами патроната являются:

Основными направлениями деятельности учреждения образования по осуществлению патроната являются:

Патронатное сопровождение осуществляется группой специалистов: представитель администрации, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель выпускного класса. Администрации школы необходимо устанавливать контакты с предприятиями, где возможно последующее трудоустройство выпускников, окончивших 10 или 12 классов и получивших квалификационный разряд. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы и консультации с учениками и их родителями. Социальный педагог информирует выпускников по нормативно-правовым вопросам, по трудоустройству, знакомить с социальными центрами и организациями города. Классный руководитель проводит воспитательные мероприятия с классом и индивидуально с учениками в форме бесед, экскурсий на предприятия, занятия по изучению нормативных правовых актов.

Организация психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в школе снижает риск социальной дезадаптации учащихся после окончания школы. Подготовке учащихся к жизни и их профессиональному самоопределению способствуют уроки трудового обучения и социально-бытовой адаптации. Содержание программы и учебных пособий по этим предметам направлено на подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Объективная необходимость расширения социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью выдвигает ряд практических и теоретических проблем. К ним, в частности, можно отнести: определение направлений, форм и содержания помощи выпускникам, характеристику условий и этапов подготовки их к самостоятельной жизни вне стен специального образовательного учреждения.

Основные формы работы по патронату являются:

Представляется, что проводимая работа в большей мере направлена на сбор статистических данных, чем на оказание реальной помощи выпускнику. Очевидна необходимость привлечения в процесс патронатного сопровождения семьи выпускника, а также взаимосвязь с учебными учреждениями и предприятиями, в которые включены выпускники вспомогательной школы. Еще одна проблема, связанная с патронатом выпускников специальных образовательных учреждений- это отсутствие единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях различного профиля и различной ведомственной принадлежности, что требует определения критериев для оценки успешности социализации личности. На данный момент получаемая информация о жизнеустройстве не полная и не системная, т.к. источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве выпускников. В других случаях их судьба отслеживается только при обращении за помощью.

Выпускники не ориентируются в перечне доступных им профессий и потребностях современного рынка труда. Инвариантность их трудовой подготовки, отсутствие учета современных региональных социально-экономических условий в подготовке к самостоятельному жизнеобеспечению на основе труда, значительно снижает их конкурентоспособность и ограничивает возможности трудоустройства.

Выявленные затруднения в социальной адаптации, консультации с практическими работниками позволяют сделать вывод о том что перспективными направлениями работы с учащимися выпускных классов вспомогательной школы являются следующие.

Социально-бытовая адаптация.Предполагается формирование у современного выпускника опыта социального поведения в быту, а также определенных умений и навыков, необходимых для осуществления бытовой деятельности (навыки ведения домашнего хозяйства, навыки для взаимодействия с представителями ближайшего окружения с целью удовлетворения бытовых потребностей, осуществления действий по поддержанию жизнедеятельности и. т.д.);

Социально-трудовая подготовка. Предусматривается углубление специфических трудовых знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Школьники учатся ориентироваться в области трудоустройства: сбора информации о наличии вакансий, умения оформлять деловые бумаги и участвовать в собеседованиях с руководителями предполагаемых мест работы т.д.

Социально-экономическая работа. Внимание сосредотачивается на формировании у выпускника вспомогательной школы умения быть экономически грамотным в той мере, которая позволит ему успешно включаться в социально-экономические отношения (например, владеть умением вести домашнее хозяйство и совершать необходимые покупки, как за наличные деньги, так и с помощью банковских карточек и пр.);

Социально-культурное воспитание. Предусматривается овладение современным молодым человеком основными формами социально одобряемого этикетного поведения и соблюдение культуры семейных отношений.

Социально-правовое просвещение. Способствует ориентировке выпускника как в правах и обязанностях членов современного белорусского общества, так и в свои правах и возможностях как гражданина, члена трудового коллектива, участника экономических отношений, молодого семьянина и пр.

Достижению результативности проводимой работы способствуют интерактивные игры и упражнения, направленные на обогащение опыта взаимодействия в процессе решения жизненных задач. Предполагается определенная специфика реализации содержания учебного материала, заключающаяся в практической отработке у выпускников конкретных умений применительно к жизненно-значимым ситуациям. Подобные занятия предполагают максимально возможное приближение к их нуждам каждого ученика. Учет его потребностей и помощь в отработке опыта поведения в значимой ситуации являются важными условиями формирования жизнеспособной личности.

Модель осуществления патроната выпускников с особенностями психофизического развития. В первом приближении ее можно представить следующим образом:

I этап – подготовительный. Этот процесс охватывает весь период обучения в школе. С целью повышения возможностей социальной и психологической адаптации выпускника работа проводится по многим направлениям и включает самоидентификацию норм поло-ролевого поведения человека; гигиену как условие сохранения здоровья и жизни; формирование умений и навыков труда; усвоение этических норм жизни как регулятора поведения человека; умение общаться с детьми и взрослыми. Осуществляется правовое воспитание; освоение правил ухода за жилым помещением, растениями, животными; знакомство с профессиями и профессиональная ориентация; овладение и соблюдение финансово-денежных нормативов жизни; изучение снов безопасности жизнедеятельности.

II этап – основной.Его можно назвать этапом продолженной опеки, когда выпускники делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка с взрослыми членами коллектива и сокурсниками.

Так как в основе социальной компетенции лежит умение общаться, понимать другого, то в период постшкольного сопровождения выпускника обеспечивается среда общения, развивающая их коммуникативные навыки, расширяющая круг полноценного общения и формирующая новые социальные связи и отношения.

III этап – заключительный.Он совпадает с получением выпускниками с особенностями психофизического развития профессионального образования, наличием возможности жить самостоятельно, началом трудовой деятельности. Для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи.

На основе обобщения имеющихся литературных данных (исследования Гурьяновой М.П., Брудного Е.М., Змушко А.М., Олешкевич В.И., Петкевича И.Е., Шипициной Л.М. и др.) и интерпретируя готовность выпускников к самостоятельности после окончания школы прежде всего в контексте жизнеспособной личности можно выделить следующие критерии,по которым можно судить об уровне социального развития выпускников вспомогательной школы:

В основе подготовки к самостоятельной жизни выпускника лежит социально-ориентированный подход, который рассматривает каждого выпускника как полноценного члена общества и предусматривает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме. Реализация социально-ориентированного подхода строится на основе следующих принципов:

- принцип соответствия условий социокультурной среды потребностям индивида;

- принцип ценности каждого индивида, независимо от степени и формы ограничений;

- принцип обеспечения равных возможностей;

- принцип индивидуального подхода и др.

Такой подход к содержанию и организации патроната выпускников направлен на развитие индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию, формирование социальной компетентности, новых стратегий социально-профессионального поведения, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности.

Основными концептуальными подходами к организации и содержанию патроната являются следующие:

Аксиологический подходопределяет безусловную ценность каждого человека. В специальном образовании данный принцип реализуется посредством включения в образовательный процесс всех лиц с особенностями психофизического развития и обеспечении оптимальных условий для приобщения к социальным ценностям и наиболее полной самореализации.

Принцип нормализацииозначает, что для людей с функциональными или интеллектуальными нарушениями обеспечиваются равные права и возможности в осуществлении всех форм повседневного существования и условий жизни. Другими словами, принцип нормализации предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что служат основой для обеспечения равных возможностей для их участия в жизни общества. Специальное образование Республики Беларусь развивается в русле основных положений «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году (резолюция 48/96). В данном международном документе определено право детей, молодежи и взрослых с особенностями психофизического развития, на равные возможности в получении образования в интегрированных структурах, являющихся неотъемлемой частью общего образования.

Культурологический подходопределяет необходимость построения системы образования на основе отечественных, свойственных национальному менталитету, традициях и ценностях. Национальная направленность образования заключается в его органичном единстве с национальной историей, народными обычаями, сохранении и обогащении культуры, признания образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов.

Компетентностный подходв образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется в том, что накопление конкретных знаний не является самоцелью образования. Знания выступают средством достижения ведущей цели‑ развития жизнеспособной личности. Для детей интеллектуальной недостаточностью более актуальной задачей систематического обучения (как части образовательного процесса) в образовательном учреждении становится овладение различными компетенциями, необходимыми для максимально успешного включения в жизнь социума, и повышение степени независимости их жизни. Таким образом, содержание образования детей с нарушениями развития выстраивается с учетом задач освоения навыков самообслуживания, бытовых, навыков коммуникации, элементарных трудовых навыков, т.е. того, что необходимо для повседневной жизни в обществе.

Гуманитаризация образованияпредполагает его личностную значимость для каждого конкретного человека. Гуманитаризация специального образования ‑это выявление личностного смысла образования, персональной значимости каждого учебного предмета. Стержнем гуманитаризации образования является гуманитарное мышление и гуманистическая технология педагогической деятельности. Человеческая жизнедеятельность является высшей ценностью в мире, а система образования постепенно адаптируется не только к потребностям государства, но и прежде всего к разнообразным запросам самой личности.