logo search
ЛИТ-РА ПО Введение в дефектологию / Введение в дефектологию / Фадина Г

Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению

Практическое занятие 2

Учебные вопросы:

  1. Готовность детей с ограниченными возможностями к школьному обучению.

  2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.

  3. Формирование психологической готовности детей с проблемами в развитии к школьному обучению.

  4. Предупреждение трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями.

Список рекомендуемой литературы

    1. Венгер, А.Л.О критериях готовности дошкольников к школьному обучению / А.Л.Венгер, Е.В. Филипова. — М., 1980.

    2. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — М., 1996.

    3. Урунтаева, ГА. Дошкольная психология / ГА. Урунтаева. — М., 1999.

    4. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — Н.Новгород, 1994. — 228 с.

    5. Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей / У.В. Ульенкова. — М., 1990.

    6. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — М., 1990.

    7. Ульенкова, У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — №4.

    8. Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.Б. Эльконин. — М., 1981.

    9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — М., 1993.

    10. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1987.

    11. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. — М., 1995.

    12. Щербо, И.Н. Школьная коррекционно-развиваюшая служба / И.Н Щербо. — М., 1996.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия предусматривается выступление студентов с реферативными сообщениями и последующий анализ с выделением дифференциальных критериев и уровневой характеристикой готовности детей к школьному обучению. Студенты используют соответствующие литературные источники (2, 5, 10).

По второму вопросу преподаватель акцентирует внимание студентов на схеме исследования готовности (см. приложение № 3, 4, 5) к школе, психодиагностических комплексах, позволяющих оценить степень подготовленности детей к школьному обучению.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с обсуждения упражнений, творческих заданий, игр, направленных на формирование готовности детей к школьному обучению. Преподаватель предлагает психокоррекционную программу формирования структурных компонентов психологической готовности к школе (см. приложение № 6).

В конце занятия студенты получают самостоятельное задание по разработке рекомендаций по предупреждению трудностей обучения детей с ограниченными возможностями.

Практические задания(в период практики на базе ДОУ)

1. Психолого-педагогическое изучение ребёнка в значимых видах деятельности (игровая, речевая, интеллектуальная, продуктивная).

2. Проведение диагностических методик, направленных на изучение интеллектуального и эмоционального развития.

3. Анализ занятий в коррекционных группах по следующему плану:

4. Написать конспект сюжетно-ролевой игры.

5. Подобрать дидактические игры для развития мышления, внимания, восприятия.

6. Составить психокоррекционную программу в зависимости от результатов первичной диагностики.

7. Подобрать развивающие игры для коррекции эмоционального развития.

8. Провести фронтальное тестирование с целью оценки уровня готовности ребёнка к школьному обучению.

9. Провести анализ развивающей среды на соответствие возрасту и категории отклоняющегося развития.