logo search
psih_i_ped

14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические – включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и т.д. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и пр.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся это сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношения к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Таким образом, задачи семьи состоят в том, чтобы:

o создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

o стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

o передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

o научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

o воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

 гуманность, милосердие и любовь к растущему человеку;

 вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

 открытость и доверительность отношений в семье;

 последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

 оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализовать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и т.д. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, умственное и трудовое воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. Особенно в последнее время во многие семьи приходит религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Существует классификация семей не только по составу (многодетные семьи, малодетные, бездетные, неполные), но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М. И. Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.

Далее рассмотрим показатели неправильного семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер):

1. Уровень протекции в процессе воспитания (сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию).

Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

Гипопротекция. Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него не "доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.

Потворствование. Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они "балуют" его. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был лишен в свое время родителями.

Игнорирование потребностей ребенка. Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

3. Количество требований к ребенку в семье.

Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

4. Количество требований-запретов в семье.

Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку "все можно". Даже если существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него не никто спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, вопрос о курении и так далее. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

5. Строгость санкций.

Чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей максимальной строгости.

Минимальность санкций. Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

В целом, неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими.

Необходимо осознавать, что родитель – профессия педагогическая, и для эффективного семейного воспитания необходимо у самих родителей формировать педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, честной предприимчивости, умения вести здоровый образ жизни. Но вначале этим всем должны овладеть родители.

[2; 3; 24; 35, с. 391-402; 39; 53, с. 309-341; 55; 60, с. 105-123; 80; 85, с. 189-330; 92, с. 48-88, 316-327; 96]