logo search
psih_i_ped

15.2. Организационные формы обучения

Усвоение содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, И. М. Чередов определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

В современной дидактике общие организационные формы, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Однако такая работа во многом ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, другие – изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые (постоянные группы учащихся), бригадные (специально сформированные временные группы для выполнения определенных заданий), кооперированно-групповые (деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного, задания), дифференцированно-групповые (постоянные и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков). К групповым относят также парную работу учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности это есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Все многообразие организационных форм с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные.

С позиций целостности образовательного процесса основной формой организации обучения является урок, как такая форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса), используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).

Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация уроков, предложенная Б. П. Есиповым. Он выделяет:

комбинированные, или смешанные, уроки (комбинируются различные виды учебной работы, сочетается сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного; применяются в основном в начальных классах);

уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

- уроки закрепления и повторения знаний;

- уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

уроки выработки и закрепления умений и навыков;

уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

В вузовском обучении в условиях стационара основными формами учебных занятий являются лекции, семинары и практикумы.

Выделяют следующие функции лекционных занятий: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая и увлекающая. Таким образом, лекция служит как бы детонатором, включающим мыслительную деятельность студента и направляющим ее в нужное русло. Можно назвать ее и источником познавательной активности студента.

Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме.

Практикумы, или практические занятия проводятся в лабораториях и мастерских, учебных кабинетах или в местах практики и имеют целью обучить решению специфических задач по профилю специальности учащихся.

Дополнительные формы организации обучения. К данным формам организации обучения относятся дополнительные занятия, которые проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию.

Довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материале по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы (их основная задача – углубление и расширение знаний, развитие способностей учащихся) и разнообразные формы кружковой и клубной работы (программа в них менее строгая, чем на факультативных занятиях, и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий участников).