logo search
psih_i_ped

16.3. Развитие образования в России

Сегодня в России происходят важные изменения во всех сферах жизни: политической, экономической, духовной и т.д. Все они связаны с переходным моментом от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом, как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы.

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориенитрованной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются программы «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социальная служба помощи детям и молодежи» и многие другие.

По своей направленности эти программы предназначены для решения следующих задач:

  1. возрождение ориентации на индивидуальность ребенка;

  1. расшатывание мифа об «одинаковости» всех детей;

  1. формирование в обществе объективной потребности в создании психологической службы образования, нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную работу с личностью.

П. И. Пидкасистый выделяет следующие стратегические ориентиры развития вариативного содержания образования:

1. От отдельных альтернативных научных педагогических школ, разрабатывающих проблемы школьного содержания образования, - к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.

В этом контексте развития вариативного образования важную роль играют «авторские школы», которые подразделяются на два типа – инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, как правило, тот или иной метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора. Иное происхождение имеют культурологические авторские школы. Они рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Особо следует обратить внимание на такие культурологические авторские школы, как «Дидактическая система обучения Л. В. Занкова», «Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова», «Школа диалога культур» Библера.

2. От монополии государственного образования – к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного воспитания со спецификой содержания, свойственной каждому из этих видов, но с учетом государственных стандартов образования.

3. От «безнационального» унитарного образования, ориентированного на единые нормативные документы, - к этнической дифференциации содержания образования в системе общего образовательного пространства России.

4. От предметоцентризма – к образовательным областям при построении учебных планов, что будет стимулировать появление интегративных учебных курсов, которые обеспечивают приобщение к целостной картине мира.

5. От «чистых» линий развития типов общеобразовательных учреждений – к «смешанным» линиям развития видов образовательных учреждений. Показателем тому является стремительный поток слияния (скрещивания) школы с детским садом, школы с вузом. В 1993 году в Москве появились «школы-гибриды» с научно-исследовательскими институтами – «школы-лаборатории».

6. Продвижение по пути от монопольного учебника к вариативным учебникам, и также к информационным технологиям. Происходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и месту в учебном процессе, характеризующееся переходом от наглядно-демонстративных к обучающим (ЭВМ).

При всей вариативности компонентов образовательной системы макросистема образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью.

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных – технических, экономических и т.д. Система образования – это открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования в России усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменения сферу образовательных услуг. Не система образования своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

[29; 43, с. 73-90; 73; 85, с. 79-94; 90; 92, с. 136-152]