logo search
gotovye_gosy

84.Система средств обучения биологии

Средствами обучения явл-ся все источники знаний и приспособления, при пом кот учитель учит, а ученики уч-ся.; разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебндеят-ти в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить 4 осн вида средств обучения: 1) комплекс наглядн пособий: натур жив и препарированные объекты, плоскостные и объемные изображения натур объектов, технич средства обучения; 2) книжный комплекс: программы и учебники, учебные метод пособия, справочная, научно- популярная и научная литература; 3)комплекс учебного оборудования: лабораторное и экскурсионное оборудование, инвентарь для ухода за растениями и животными; 4) Слово учителя явл-ся интегрирующим средством обучения. Сочетание различных видов средств об-я, иными словами, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых объектов и явлений.Ср-ва обучения:натуральные (природные обьекты , чучела, гербарии), вербальные(учебники, тетради, справочники). Птицы:чучело,учебник,тетради.справочник-определитель птиц РБ.. Применение нагл ме-в об-я.предложил Каменский «великая дидактика»Нагл м-ы им огромное знач-е, т к дает образное представление о раст, жив-х., Наглядность, примен-я на урока быв натуральной (жив объекты, препарирован-е), и изобр-ой(таблицы, схемы, муляжи, кино, рис(слепой, на доске, в тетр)). К видам нагл ме-в относ: демонстрация опытов, нат объектов, изобр-х пособий.Напр-р,на уроке «Видоизменения листьев» эколог приспособл-сть к умен-ю испарения листьями воды листопадом, сокр-ем площади лист пластинки, опушением, воск налетом и др уч-ся могут наблюдать на жив растениях: алое(из пустынь Калахари), кактусах(из пустынь Мексики), хвое сосны, листьях коровяка. Опыт: выделение зелёными растениями кислорода на свету, выделение углекислого газа при прорастании семян. Реализация нагл методов происх-т ч/з ряд метод приёмов: письменный ответ по средствам рисунка, подписывание названий частей на рисунке, рассказ по таблице, рассказ с использованием нат объектов, узнавание микропрепаратов под микроскопом, рисунки на доске, монтаж схем из рисунков, обобщение учащимися демонстраций опыта, опорный конспект.