Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
Цель: Знакомство с психологическими особенностями аутичных детей; планированием и осуществлением психокоррекционной работы; организация работы с родителями аутичного ребенка
Основные психологические понятия по теме:
Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.
Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.
Аутистическое мышление – Понятие введено Е. Блейлером. Мышление. Которое руководствуется желаниями и фантазиями без учета условий и требований реальности. Не является синонимом термина аутичность.
Мутизм – полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.
План:
Особенности познавательной деятельности детей с РДА
Психологические особенности личностного развития детей с РДА
Психологические особенности речи и сферы общения у детей с РДА
Особенности психокоррекционной работы детей аутов.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение синдрому РДА и опишите характерные признаки его проявления.
2. Перечислите возможные причины РДА.
3. Дайте сравнительный анализ основных форм аутизма.
4. Охарактеризуйте основные группы детей с РДА.
5. Дайте характеристику психолого-педагогической помощи детям с РДА и их родителям.
Литература
Гиберт К., Питер Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / пер. с англ. – М.: Владос, 2005.
Валитова И. С. Психологическое сопровождение детей с детским аутизмом: анализ практического опыта. Психолог в теском саду № 2 – 2007. С. 105.
Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003...
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.300-316.
Дополнительная литература
Аршатская О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии и психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма. – Дефектология, 2011, № 2 С.62-71.
Баенская Е.Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма. – Дефектология, 2008, № 4. С.11-19.
Внденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком. – Дефектология, 2003, № 6. С.21-27.
Гусева И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка. – Дефектология, 2011 № 1. С. 65-73.
Кагарлицкая Г.С. Дети с расстройствами аустического спектра: с чего начать? - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, 3 1. С.52-57.
Костин И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.54-60.
Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – Дефектология, 2003, № 2. С.88-93.
Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников. – дефектология, 2008, № 4. С.52-63.
Либлинг М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С.23-29.
Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 4, С.49-55.
Пробылова В.С, Особенности самосознания пятилетних детей аутизмом. Дефектология. № 4 – 2007. С. 38.
Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами. – дефектология, 2011, № 2. С. 44-52
Ткачева И.В., Плуме В.Э. Использование компьютера в процедуре психологического изучения аутичных детей. – Практическая психология и логопедия (Дайджест), № 4(27 2007. С. 55-60.
Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. Дефектология. № 4. – 2004. С. 69.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА
Этапы | Направления помощи | ||||
Медикаментозное | Психологич. | Педагогич. | Логопедич. | Работа с семьей | |
I Диагностический | Мед.диагностика; определение прогноза развития | Диагностика проявлений психического дизонтогинеза | Педагогическое обследование ребенка | Определение особенностей речевого развития ребенка | Установление взаимопонимания и тесного контакта |
II Адаптационный | Установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов | Адаптация к новым условиям | Формирование навыков самообслуживания | Тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата; массаж со стимуляцией речевых точек | Ознакомление родителей с психологическими особенностями ребенка |
III Активирующий | Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка | Стимуляция психической активности направленная на взаимодействие со взрослыми и сверстниками | Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) | Активизация речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе тонизирующей игры; просмотр фильмов | Составление индивидуального плана, программы обучения ребенка в домашних условиях. |
IVформирующий | Медикаментозное лечение коррегируется: то тонизирует активность ребенка, то купирует ее | Формирование у ребенка целенаправленного поведения | Обучение чтению, письму; формирование навыков ИЗО; навыков игры со сверстниками. | Работа по формированию диалогической речи; обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы. | Обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка |
V коррегирующий | Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж | Преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности влечений | Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе; расширение представлений об окружающем мире | Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений | Обучение холдинг-терапии; подготовка к школе. |
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 10, 11,12.
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы