77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на обязательном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны отвечать возрастным этапам развития. "Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте", - считал Я.А. Коменский.
Учет возрастных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов. Учитывая его, учителя регламентируют учебную нагрузку, определяют обоснованные объемы занятости разными видами труда, определяют самый благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности заставляют правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в любом предмете. Они обусловливают и выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Педагогам следует учитывать в учебно-воспитательном процессе такие явления, как акселерация и децелерация в развитии учеников.
Акселерацией (от лат. "акселерацио" - ускорение) называется ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи объясняют акселерацию физиологическим созреванием организма, психологи - развитием психических функций, а педагоги - духовным развитием и социализацией личности. Педагоги ассоциируют акселерацию не столько с ускоренными темпами физического развития, но и с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.
До образования процессов акселерации в 50-60-е гг. физическое и духовное развитие детей и подростков являлось сбалансированным. В результате акселерации, появившейся в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного. Образуется несоответствие, выражающееся так: тело растет быстрее, чем формируются психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных свойств. К тринадцати - пятнадцати годам у девочек, четырнадцати - шестнадцати годам у мальчиков, которые живут в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие в основном завершается и практически достигает уровня взрослого человека. Выросшему организму требуется удовлетворение всех "взрослых" физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие не успевает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Появляется напряжение, которое приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток пытается найти пути его устранения и находит такие, которые подсказывает его неокрепший ум.
О темпах акселерации говорят такие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков повысилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес - на 10-12 килограммов по сравнению с их сверстниками 50-х гг.
Перечислим основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания и т. д.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания