Тема 1. Психологическое образование
Какой вид обучения в получил развитие в 21 веке? а) дифференцированное обучение; б) личностно-ориентированное обучение; в) дистанционное обучение; г) проблемное обучение.
2. Педагогическая технология – это: а) условия оптимизации учебного процесса; б) набор операций, проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике; в) инструментарий достижения цели обучения, результат взаимодействия учителя и ученика; г) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки; д) устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями. 3. Понятие «технология обучения» первоначально связывалось: а) с появлением в обучении технических средств; б) с реформой образования; в) с научно-техническим прогрессом. 4. Направление в педагогической науке, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, называется: а) дидактикой; б) теорией воспитания; в) педагогической технологией; г) дидактической концепцией; д) концепцией образования. 5. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической (-им): а) системой; б) процессом; в) концепций; г) технологией. 6. Беспалько В.П. определял педагогическую технологию как: а) составную процессуальную часть дидактической системы; б) описание процесса достижения планируемых результатов обучения; в) системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей; г) содержательную технику реализации учебного процесса. 7. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную теорию – в этом суть принципа: а) доступности; б) концептуальности; в) управляемости; г) эффективности; д) воспроизводимости. 8. Сущность педагогической технологии рассматривается в рамках категории: а) средство; б) предмет; в) объект; г) метод; д) цель. 9. Объектом педагогической технологии выступает: а) цель; б) средство; в) организационная форма; г) обучающийся (воспитанник); д) содержание. 10. Предметом педагогической технологии является: а) изменение методов и приемов обучения; б) изменение организационных форм обучения; в) изменение обучающегося (воспитанника) в направлении его прогрессивного развития; г) изменение содержания обучения; д) изменение средств обучения. 11. Педагогическая технология должна отвечать следующим требованиям: а) доступности, прочности, связи теории с практикой; б) концептуальности, системности, воспроизводимости; в) наглядности, научности, эффективности; г) мобильности, вариативности, управляемости. 12. Принципиальной основой педагогической технологии является: а) педагогическая парадигма; б) педагогический подход; в) педагогическая концепция; г) педагогическая теория; д) педагогическая система. 13. Цель педагогической технологии выражается в тех изменениях, которые должны происходить в: а) обучающемся (воспитаннике) в направлении его прогрессивного развития; б) организационных формах обучения; в) методах и приемах обучения; г) средствах обучения; д) содержании обучения. 14. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения – в этом суть принципа: а) доступности; б) концептуальности; в) управляемости; г) эффективности; д) воспроизводимости. 15. Педагогические технологии обеспечивают: а) гарантированный результат обучения; б) максимально учитывают интересы и склонности личности ученика; в) всем одинаковые качественные знания; г) освобождают педагогов от неквалифицированного труда. 16. Новые педагогические технологии ориентированы на: а) развитие личности ученика; б) на уважение личности ученика; в) зарубежные эффективные технологии; г) педагогические достижения прошлых лет. 17. К основным качествам педагогических технологий не относится: а) технологичность; б) воспроизводимость; в) выборность в школе; г) содержательная часть обучения; д) эффективность. 18. В структуру педагогических технологий входят: а) инспектирующая часть; б) концептуальная основа; в) содержательная часть; г) процессуальная часть. 19. Необходимость в кардинальном изменении классно-урочной системы обучения связано с: а) проблемой увеличения количества учащихся; б) уменьшением числа учителей; в) необходимостью замены малоэффективной образовательной системы; г) освобождением учительского труда современными средствами. 20. Особая черта технологии обучения это: а) диагностично поставленные цели; б) воспроизводимость обучающих процедур только в современной школе с хорошей материальной базой; в) усиление обучающей и воспитывающей роли учителя; г) оперативная обратная связь посредством диагностирующих проверочных работ. 21. К слагаемым педагогической технологии относятся: а) технология подготовки учителя к занятиям; б) технология педагогического воздействия на учащихся; в) технология химического производства; г) технология создания успеха на уроках. 22. В новых педагогических технологиях применяются методы: а) объяснительно-иллюстративного обучения; б) эвристический метод; в) проблемного обучения; г) словесные методы. 23. Результативность педагогической технологии определяется: а) сопоставлением достигнутого уровня развития обучающегося (воспитанника) с целевой моделью его развития; б) профессионализмом педагога; в) содержанием и организационной формой деятельности; г) суммой знаний и умений обучающегося (воспитанника); д) эффективностью применяемых методов и средств. 24. Возможность применения (повторения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами – суть принципа: а) доступности; б) концептуальности; в) управляемости; г) эффективности; д) воспроизводимости. 25. Компонентами педагогической системы являются: а) государственный заказ, учреждение образования, содержание, методы; б) педагогический процесс, педагогическая ситуация, педагогическая задача; в) цель, задачи, содержание, дидактические процессы, организационные формы и методы. 26. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как: а) концептуальность; б) системность; в) управляемость; г) эффективность. 27. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач в педагогической деятельности называется: а) целеполаганием; б) проектированием; в) конструированием; г) анализом. 28. Диагностичная постановка педагогической цели предполагает: а) установление явного противоречия; б) описание действий учащихся, которые можно измерить и оценить; в) подбор диагностического инструментария; г) учет особенностей учащихся. 29. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим? а) целеполагание; б) внеклассное мероприятие; в) контрольная работа; г) домашнее задание. 30. Логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля знаний называется: а) уроком; б) обучающим модулем; в) учебным предметом. 31. Первоначальный этап в подготовке учителя к уроку – это: а) прогнозирование; б) диагностика; в) проектирование. 32. Расставьте по порядку следования этапы педагогического проектирования: а) конструирование; б) моделирование; в) проектирование. 33. Системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы осуществляется на: а) уроках обобщения и систематизации знаний; б) уроках закрепления знаний и совершенствования умений; в) комбинированных уроках. 34. Молодой учитель столкнулся с трудностями по организации обратной связи с обучающимися. Какой из компонентов процесса обучения недостаточно реализован учителем? а) оценочно-результативный; б) контрольно-регулировочный; в) целевой; г) стимулирующе-мотивационный. 35. Определить тип и структуру урока проще всего по: а) дидактическим целям в плане-конспекте; б) расположению отдельных этапов урока; в) времени, затраченному учителем на достижение целей и задач; г) характеристике деятельности учителя; д) характерным формам организации деятельности учеников. 36. Нестандартный урок отличается от стандартного: а) продолжительностью; б) формой; в) целью; г) разработанной моделью.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»