logo search
psih_i_ped

4.2. Возникновение и развитие сознания

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. История становления сознания не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе заниматься каким-либо делом, каждый должен ясно представлять себе цель совместной работы. Эта цель должна быть обозначена, т.е. определена и выражена в слове.

В онтогенезе (процессе индивидуального развития) сознание ребенка развивается сложным, опосредованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный (внутриутробный) период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной). Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию.

Второй момент – это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери. Она любящим взглядом определяет все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, вытягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов и всех благ.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания – это идентификация (отождествление) ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на место матери, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Таким образом, вначале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания.

Развитие сознания связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых значений. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, появляются понятия. Слово-понятие и есть единица сознания.

Однако прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово проникает затем в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным темпами научного, культурного и технического прогресса. Магистральным направлением дальнейшего развития сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.