4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
Цель диагностического обследования состоит в том, чтобы составить прогноз обучаемости ребенка, а не замерить уровень так называемого возрастного развития. В связи с этим нормативы, представленные в ТООР, не являются возрастными (или статистическими), т. е. не отражают распространенность соответствующего признака в возрастной популяции. Они разрабатывались на основе требований школьной программы: какого уровня должны достичь в своем развитии те или иные психические процессы для того, чтобы ребенок смог самостоятельно обучаться. Поэтому дифференцирующим критерием является не возраст ребенка, а класс, т. е. программы (в том числе и обще-
120
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
о бразовательная или гимназическая), по которым он будет обучаться.
Если ребенок поступил в первый класс, сколько бы лет ему ни было (6, 7 или 8), ему наравне со всеми остальными одноклассниками придется работать по одной программе, выполнять одни и те же задания. Поэтому важно знать, сможет ли он справляться с объективным содержанием программы, а не «нормально» ли по возрасту он развит. Например, если уровень развития психических процессов шестилетнего ребенка соответствует статистически разработанным возрастным нормативам (т. е. по возрасту он развит «нормально»), еще не означает, что он справится с программой первого класса. Напротив, заранее можно сказать, что самостоятельно учиться он не сможет.
Возрастные нормативы разрабатываются для проведения сравнительных исследований в рамках дифференциальной психологии. Например, можно изучать, какой уровень развития психических процессов в среднем характерен для представителей той или иной возрастной группы, в нашей культуре — по сравнению с другими культурами, в настоящее время — по сравнению с прошлыми десятилетиями и т. д. В этих (и в аналогичных им) случаях возрастные нормативы являются адекватными диагностическими ориентирами. В рамках педагогической психологии необходимо разрабатывать иные, критериальные нормативы, по сути аналогичные тем, какие используются в профотборе. В критериальных нормативах должны отражаться требования предстоящей деятельности. Специфика деятельности определяется учебными программами, которые усложняются по мере перехода ребенка из класса в класс.
Критериальные нормативы, содержащиеся в ТООР, разработаны в лонгитюдных исследованиях на базе трех школ Санкт-Петербурга (две общеобразовательные школы и одна гимназия). В каждой школе ежегодно тестировались, начиная с первого по седьмой класс, учащиеся двух классов. Таким образом изучалась динамика психических процессов в связи с успеваемостью. Разработанные нормативы являются прогностическими, т. е. каждая из пяти выделенных зон (или уровней) развития психических процессов свидетельствует о тех или иных возможностях или проблемах в обучении. Надежность прогнозов проверена в последующей работе в ряде школ Санкт-Петербурга, Костромы и Киришей. Естественно, мы не собираемся оспаривать многочисленные эмпирические исследования, которые показали, что уровень развития способностей, выявленный при тестировании, слабо коррелирует (или не коррелирует вовсе) с текущей успеваемостью. Однако Многими исследованиями (в том числе и нашими) также доказано, что
121
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
именно неразвитость определенных способностей не позволяет человеку овладеть соответствующей деятельностью или сферой знаний. Следовательно, связь между развитием тех или иных интеллектуальных операций и эффективностью деятельности все же существует, хотя может проявляться не сразу.
Ниже приводится общий принцип (или смысл), на основании которого выделена каждая из пяти зон. Количественные значения, соответствующие зонам, рассчитаны для каждой из исследуемых в рамках ТООР характеристик. Выделенные зоны связывают уровень развития психических процессов с возможностями обучения в школе.
Уровень патологии, свидетельствующий о нарушении форми рования психических процессов, об аномалиях в развитии, о за держке психического развития (ЗПР), в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Аб солютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектолога прежде, чем давать какие-либо психоло гические рекомендации по оптимизации развития и обучения ребенка.
Слабый уровень (или субнорма), свидетельствующий о том, что данное свойство пока еще не сформировано и не может быть использовано там, где оно требуется. Если абсолютное большин ство характеристик интеллекта не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Тре буется объединение усилий психолога, родителей и педагогов для оказания ребенку помощи, необходимой для обучения и ин тенсификации развития. Можно рекомендовать отложить на год поступление ребенка в школу, но при этом не следует ждать, что «все созреет само» (такого не происходит), необходимо актив но работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное*.
Средний уровень (или норма), минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обу чения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля
* Если диагностическое обследование мроиодилось иссмой, можно попробонать порабботать с ребенком и течение лета и уже осенью, после моторной диагностики, и занисимости от результатов, принять окончательное решение.
за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Средний уровень свидетельствует о начальной стадии функционирования соответствующей операции. Операция может быть еще не устойчивой, вместо нее периодически используются замещающие или более примитивные операции. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты — школьник»), то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.
Хороший уровень развития психических процессов, позволяющий детям самостоятельно и успешно учиться в школе, необходимый и достаточный для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л. В. Занкова.
Высокий уровень развития, редко встречающийся и свидетельствующий о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей мышления находится на этом уровне, а остальные — на хорошем, то необходимы индивидуальные усиленные нагрузки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для такого ребенка слишком просты и неинтересны. При обучении без напряжения будут снижаться темпы развития, а отсутствие интереса может приводить к недоработкам и падению успеваемости.
Однако окончательные выводы об особенностях развития ребенка и |прогноз обучаемости могут быть сделаны только на основе сравнительного анализа и сопоставления результатов по всем методикам с привлечением дополнительных качественных интерпретаций и заключений по | проективным тестам.
Некоторые характеристики, в том числе и эмоционально-энергетические, не имеют зоны патологии. В «Психологических характеристиках», которые получают родители и учителя, колонка с зоной [патологии также отсутствует. Этот уровень проставляется в слабой (зоне крестиком, рядом с которым ставится восклицательный знак |(+!). Родителям и учителям объясняется, что на эти характеристики [обязательно и в первую очередь надо обратить внимание, так как свя-|занные с ними проблемы начнутся с первых же учебных дней (см. IПриложение 4).
ТООР предусмотрено, чтобы родители (и учителя) не просто выслушали заключение психолога, но получили письменную характеристику, в которой зафиксированы уровни развития всех необходимых для
122
123
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
дальнейшего обучения показателей. В процессе беседы с психологом они могут что-то упустить, не так понять, вообще не обратить внимания на информацию, которая не согласуется с их мнением о ребенке. Кроме того, многое вскоре просто забывается. Поэтому необходимая помощь ребенку может быть не оказана вовремя. Когда у родителей и учителей имеется письменное заключение, то оно является и напоминанием, и руководством к действию.
Лучше, когда информация в характеристике представлена не словесно, а схематично и наглядно (см. Приложение 4). «Крестики» в слабой зоне, да еще с восклицательными знаками сразу бросаются в глаза, но в то же время менее «оскорбительны», чем словесное определение. Если придать словам более обтекаемую, смягченную форму, как это принято в психологических характеристиках, то. потеряется определенность и действенность. Учителям также желательно предоставлять характеристики на всех учащихся класса. Для этого мы предлагаем сводную «Таблицу-характеристику класса», в которой одновременно и наглядно представлена информация о всех учащихся класса (см. Приложения 5, 6). Учителям важно иметь сведения о тех детях, с которыми им придется работать. Информация, представленная в «Таблице-характеристике класса», позволяет понять каждого учащегося, выделить наиболее сильных и слабых учащихся, заранее продумать методы взаимодействия с детьми в зависимости от их индивидуальных особенностей. Когда учителю предлагаются занимающие несколько листов индивидуальные карты учащихся (рекомендованные Комитетом по образованию), то, изучая их, он сможет запомнить сведения о 3-4 учениках, но не более. Описательная форма предоставления информации с трудом обобщается, и поэтому объемы ее усвоения очень ограничены. Учитель оказывается не в состоянии изучить по этим индивидуальным картам сразу всех детей класса. Педагоги обычно обращаются к ним только по мере появления проблем с кем-либо из учащихся. На профилактику, т. е. на предупреждение проблем, установленная для психологов форма фиксации и предоставления информации о ребенке работать не может.
Объективная фиксация результатов обследования в форме краткой характеристики может понадобиться и самому психологу, если ему в дальнейшем придется работать с ребенком. Если тестирования проводятся регулярно, то информация может быть использована для анализа развития учащихся и оценки эффективности учебных программ, применяемых методов коррекции или рекомендаций, которые дает психолог.
Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература