logo search
209371_7777D_yasyukova_lyudmila_apollonovna_psi

4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе

Цель диагностического обследования состоит в том, чтобы соста­вить прогноз обучаемости ребенка, а не замерить уровень так называ­емого возрастного развития. В связи с этим нормативы, представлен­ные в ТООР, не являются возрастными (или статистическими), т. е. не отражают распространенность соответствующего признака в возраст­ной популяции. Они разрабатывались на основе требований школь­ной программы: какого уровня должны достичь в своем развитии те или иные психические процессы для того, чтобы ребенок смог само­стоятельно обучаться. Поэтому дифференцирующим критерием явля­ется не возраст ребенка, а класс, т. е. программы (в том числе и обще-

120

Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

о бразовательная или гимназическая), по которым он будет обучаться.

Если ребенок поступил в первый класс, сколько бы лет ему ни было (6, 7 или 8), ему наравне со всеми остальными одноклассниками при­дется работать по одной программе, выполнять одни и те же задания. Поэтому важно знать, сможет ли он справляться с объективным содер­жанием программы, а не «нормально» ли по возрасту он развит. Напри­мер, если уровень развития психических процессов шестилетнего ребен­ка соответствует статистически разработанным возрастным нормативам (т. е. по возрасту он развит «нормально»), еще не означает, что он спра­вится с программой первого класса. Напротив, заранее можно сказать, что самостоятельно учиться он не сможет.

Возрастные нормативы разрабатываются для проведения сравнитель­ных исследований в рамках дифференциальной психологии. Например, можно изучать, какой уровень развития психических процессов в сред­нем характерен для представителей той или иной возрастной группы, в нашей культуре — по сравнению с другими культурами, в настоящее вре­мя — по сравнению с прошлыми десятилетиями и т. д. В этих (и в анало­гичных им) случаях возрастные нормативы являются адекватными диаг­ностическими ориентирами. В рамках педагогической психологии необходимо разрабатывать иные, критериальные нормативы, по сути ана­логичные тем, какие используются в профотборе. В критериальных нор­мативах должны отражаться требования предстоящей деятельности. Спе­цифика деятельности определяется учебными программами, которые усложняются по мере перехода ребенка из класса в класс.

Критериальные нормативы, содержащиеся в ТООР, разработаны в лонгитюдных исследованиях на базе трех школ Санкт-Петербурга (две общеобразовательные школы и одна гимназия). В каждой школе еже­годно тестировались, начиная с первого по седьмой класс, учащиеся двух классов. Таким образом изучалась динамика психических про­цессов в связи с успеваемостью. Разработанные нормативы являются прогностическими, т. е. каждая из пяти выделенных зон (или уровней) развития психических процессов свидетельствует о тех или иных воз­можностях или проблемах в обучении. Надежность прогнозов прове­рена в последующей работе в ряде школ Санкт-Петербурга, Костромы и Киришей. Естественно, мы не собираемся оспаривать многочислен­ные эмпирические исследования, которые показали, что уровень раз­вития способностей, выявленный при тестировании, слабо коррели­рует (или не коррелирует вовсе) с текущей успеваемостью. Однако Многими исследованиями (в том числе и нашими) также доказано, что

121

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития

именно неразвитость определенных способностей не позволяет чело­веку овладеть соответствующей деятельностью или сферой знаний. Следовательно, связь между развитием тех или иных интеллектуаль­ных операций и эффективностью деятельности все же существует, хотя может проявляться не сразу.

Ниже приводится общий принцип (или смысл), на основании кото­рого выделена каждая из пяти зон. Количественные значения, соответ­ствующие зонам, рассчитаны для каждой из исследуемых в рамках ТООР характеристик. Выделенные зоны связывают уровень развития психических процессов с возможностями обучения в школе.

  1. Уровень патологии, свидетельствующий о нарушении форми­ рования психических процессов, об аномалиях в развитии, о за­ держке психического развития (ЗПР), в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Аб­ солютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектолога прежде, чем давать какие-либо психоло­ гические рекомендации по оптимизации развития и обучения ребенка.

  2. Слабый уровень (или субнорма), свидетельствующий о том, что данное свойство пока еще не сформировано и не может быть использовано там, где оно требуется. Если абсолютное большин­ ство характеристик интеллекта не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Тре­ буется объединение усилий психолога, родителей и педагогов для оказания ребенку помощи, необходимой для обучения и ин­ тенсификации развития. Можно рекомендовать отложить на год поступление ребенка в школу, но при этом не следует ждать, что «все созреет само» (такого не происходит), необходимо актив­ но работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное*.

  3. Средний уровень (или норма), минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обу­ чения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля

* Если диагностическое обследование мроиодилось иссмой, можно попробонать порабботать с ребенком и течение лета и уже осенью, после моторной диагнос­тики, и занисимости от результатов, принять окончательное решение.

за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Средний уровень свидетельствует о начальной стадии функ­ционирования соответствующей операции. Операция может быть еще не устойчивой, вместо нее периодически использу­ются замещающие или более примитивные операции. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты — школьник»), то через какое-то время он может оказаться в чис­ле неуспевающих.

Хороший уровень развития психических процессов, позволя­ющий детям самостоятельно и успешно учиться в школе, не­обходимый и достаточный для обучения по гимназическим, ус­ложненным и расширенным программам, а также по программе Л. В. Занкова.

Высокий уровень развития, редко встречающийся и свидетель­ствующий о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина по­казателей мышления находится на этом уровне, а остальные — на хорошем, то необходимы индивидуальные усиленные нагруз­ки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для такого ребенка слишком просты и неинтересны. При обучении без напряжения будут снижаться темпы развития, а отсутствие интереса может приводить к недоработкам и паде­нию успеваемости.

Однако окончательные выводы об особенностях развития ребенка и |прогноз обучаемости могут быть сделаны только на основе сравнитель­ного анализа и сопоставления результатов по всем методикам с привле­чением дополнительных качественных интерпретаций и заключений по | проективным тестам.

Некоторые характеристики, в том числе и эмоционально-энерге­тические, не имеют зоны патологии. В «Психологических характе­ристиках», которые получают родители и учителя, колонка с зоной [патологии также отсутствует. Этот уровень проставляется в слабой (зоне крестиком, рядом с которым ставится восклицательный знак |(+!). Родителям и учителям объясняется, что на эти характеристики [обязательно и в первую очередь надо обратить внимание, так как свя-|занные с ними проблемы начнутся с первых же учебных дней (см. IПриложение 4).

ТООР предусмотрено, чтобы родители (и учителя) не просто вы­слушали заключение психолога, но получили письменную характерис­тику, в которой зафиксированы уровни развития всех необходимых для

122

123

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

дальнейшего обучения показателей. В процессе беседы с психологом они могут что-то упустить, не так понять, вообще не обратить внимания на информацию, которая не согласуется с их мнением о ребенке. Кроме того, многое вскоре просто забывается. Поэтому необходимая помощь ребенку может быть не оказана вовремя. Когда у родителей и учителей имеется письменное заключение, то оно является и напоминанием, и руководством к действию.

Лучше, когда информация в характеристике представлена не словес­но, а схематично и наглядно (см. Приложение 4). «Крестики» в слабой зоне, да еще с восклицательными знаками сразу бросаются в глаза, но в то же время менее «оскорбительны», чем словесное определение. Если придать словам более обтекаемую, смягченную форму, как это приня­то в психологических характеристиках, то. потеряется определенность и действенность. Учителям также желательно предоставлять характе­ристики на всех учащихся класса. Для этого мы предлагаем сводную «Таблицу-характеристику класса», в которой одновременно и нагляд­но представлена информация о всех учащихся класса (см. Приложе­ния 5, 6). Учителям важно иметь сведения о тех детях, с которыми им придется работать. Информация, представленная в «Таблице-харак­теристике класса», позволяет понять каждого учащегося, выделить наиболее сильных и слабых учащихся, заранее продумать методы вза­имодействия с детьми в зависимости от их индивидуальных особен­ностей. Когда учителю предлагаются занимающие несколько листов индивидуальные карты учащихся (рекомендованные Комитетом по об­разованию), то, изучая их, он сможет запомнить сведения о 3-4 уче­никах, но не более. Описательная форма предоставления информации с трудом обобщается, и поэтому объемы ее усвоения очень ограниче­ны. Учитель оказывается не в состоянии изучить по этим индивиду­альным картам сразу всех детей класса. Педагоги обычно обращаются к ним только по мере появления проблем с кем-либо из учащихся. На профилактику, т. е. на предупреждение проблем, установленная для психологов форма фиксации и предоставления информации о ребен­ке работать не может.

Объективная фиксация результатов обследования в форме краткой характеристики может понадобиться и самому психологу, если ему в даль­нейшем придется работать с ребенком. Если тестирования проводятся регулярно, то информация может быть использована для анализа разви­тия учащихся и оценки эффективности учебных программ, применяемых методов коррекции или рекомендаций, которые дает психолог.

Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития