Диагностика профессионального выгорания
Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.
Инструкция к выполнению.
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
№ | Вопросы |
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться |
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры |
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) |
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) |
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого |
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров |
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался |
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) |
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг |
10 | Моя работа притупляет эмоции |
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе |
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой |
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения |
14 | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения |
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность |
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь |
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты |
18 | Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером |
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше |
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено |
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение |
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров |
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей |
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение |
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций |
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами |
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной |
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. |
29 | Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания |
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла» |
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе |
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) |
33 | Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу |
34 | Я очень переживаю за свою работу |
35 | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности |
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль |
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем |
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям |
39 | Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе |
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние |
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно |
42 | Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно |
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми |
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой |
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении |
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души |
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого |
48 | После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие |
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки |
50 | Успехи в работе вдохновляют меня |
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) |
52 | Я потерял покой из-за работы |
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) |
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу |
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции |
56 | Я часто работаю через силу |
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь |
58 | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье |
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать |
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание |
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный |
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю |
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив |
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы |
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной |
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание |
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами |
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился |
69 | Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют |
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций |
71 | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня |
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства |
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко |
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств |
75 | Моя карьера сложилась удачно |
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой |
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать |
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах |
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями |
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил |
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе |
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство |
83 | Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции |
84 | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
КЛЮЧ
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)
Неудовлетворенность собой:
—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)
«Загнанность в клетку»:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)
Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–19 баллов — сложившийся симптом;
20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»