Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
-
Класс
1-е полугодие, мин
2-е полугодие, мин
1-й
2-й
3-й
4-й
5-10
6-12
8-15
15-20
10-15
12-17
14-18
19-25
Эффективность самостоятельной работы непосредственно зависит от ее организации. Планируя и предлагая самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:
— хорошо понимать ее цели;
— отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока;
— ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;
— максимально учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
— использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания;
— предвидеть трудности и «барьеры», которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы;
— обоснованно выбирать ее объем;
— разнообразить самостоятельные задания по содержанию;
— предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т. п.;
— определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
— готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры»;
— искать рациональные способы проверки работ;
— подводить итоги выполнения самостоятельной работы;
— проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
— правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Не все предметы и даже не все уроки одного предмета предоставляют одинаковые возможности для организации самостоятельной работы. Больше всего их на уроках языка, математики, рисования и трудового обучения. Меньше - на уроках чтения и природоведения. Уроки музыки, физкультуры проводятся только с участием учителя.
Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и т. д. По ним дети сверяют правильность своих действий. От качества этих материалов зависит эффективность управления познавательной деятельностью. Они выполняются в виде индивидуальных карточек, схем, таблиц или записываются на доске как общие инструкции. Обычно учителя заранее на каждую самостоятельную работу готовят раздаточный материал. Он обязательно содержит «опоры» — готовые образцы, примеры выполнения заданий, рассуждений или действий.
Больше всего нужна помощь при освоении нового вида работы. В этом случае методика рекомендует в индивидуальных карточках или на доске записывать планы (алгоритмы, инструкции) размышлений.
Для экономии времени на уроке необходимо свести к минимуму те объяснения учителя, которые можно записать на доске или в карточках для самостоятельной работы. Со временем инструкции становятся все более сжатыми.
Повышение интереса к самостоятельной работе способствуют задания, выполнение которых требует сочетания умственных действий с практическими. Правило, скажем, нужно не только безошибочно повторить, но и записать в тетради собственные примеры. Задания составляются и планируются так, чтобы не только тренировались умения и навыки, но и развивались активность, самостоятельность, инициатива детей. Эффективны творческие самостоятельные работы с элементами игры — шарады, кроссворды, лабиринты, угадайки, тестовые задания. Разнообразятся способы выполнения самостоятельных заданий.
Интерес ученика повышается, если он реже ошибается, не чувствует страха перед предстоящим заданием. С этой целью практикуются личностно ориентированные задания, используются приемы программированного обучения. Фактором стабилизации интереса является обязательная проверка всех работ. С этой целью можно использовать разные формы контроля.
Самостоятельная работа позволяет широко практиковать самоконтроль. Для этого учитель готовит образец правильного выполнения задания, пишет его на обратной стороне перекидной доски или готовит специальную таблицу, которую вывешивает после завершения работы. Применяются также различные виды перфокарт.
Ответственная роль в поддержании интереса детей и обеспечении общей эффективности обучения принадлежит учебникам. Учитель малокомплектной школы должен очень внимательно просмотреть учебник, познакомиться с его логикой и структурой. Затем он проецирует учебник на свой класс. Если материал изложен доступно, написан понятным языком, учтены особенности детского мышления, работа учителя существенно упрощается. Он определяет, какие параграфы, задания, из предложенных в учебнике, целесообразно давать детям для самостоятельной работы.
Чтобы облегчить детям работу с учебником, целесообразно: 1) в случае необходимости изменять последовательность действий, предложенных в учебнике; 2) вводить краткие дополнительные объяснения в инструкции по выполнению заданий; 3) дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети, например, «Делай так», «Выписывай так» и т. п. Инструкции должны быть понятными, а не четкими или предельно краткими, как иногда требуют. Учитель может либо расширить, либо сократить инструкцию, ориентируясь на уровень подготовленности и возможности учеников класса.
Подготовка учителя к уроку — творческий индивидуальный процесс. Готовясь к уроку, учитель:
— еще раз должен просмотреть учебную программу и определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предмета;
— исследовать материал урока в учебнике на соответствие требованиям программы, возможностям школьников, конкретным условиям. Изучить альтернативную и дополнительную литературу;
— ознакомиьтся с новыми методическими идеями;
— позаботиться о полноте дидактических средств будущего урока;
— проанализировать имеющиеся в его распоряжении методы и приемы работы, выбрать оптимальные и в наилучшем сочетании;
— распланировать урок по минутам в каждом классе, установить — где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;
— мысленно представить себе свой класс во время завтрашнего урока: что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и придется сделать физкультпаузу;
— еще раз подумать, как облегчить детям сложности познавательного труда;
— взвесить воспитательные возможности изучаемого материала и обязательно постарается органично вплести в канву урока решение воспитательных задач;
— подумать, как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание;
— изложить свои размышления на бумаге, составив план или — более широкий и с изложением содержания — план-конспект урока.
Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Поэтому для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем — самостоятельно», «самостоятельно — с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа». За ними — большие отрезки урока, которые должны быть тщательно спроектированы. Учитель должен настолько хорошо понимать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения и ему необходимо подключиться к работе. Он выделят так называемые «зоны особого педагогического внимания».
Этапы урока в младшей малокомплектной школе не должны быть короче 5 мин. Значит, максимально в уроке может быть выделено шесть этапов. Во втором полугодии, когда уровень первоклассников повысится, число этапов уменьшится до четырех-пяти.
Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу — слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Например:
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы