Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 6 |
Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
1.1. Предмет и место психологии в системе наук. . . . . . . . . . . . . . | 7 |
1.2. Отрасли психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 10 |
1.3. Методы психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 13 |
Тема 2. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
20 |
Тема 3. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 24 |
3.1. Структура и функции психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 24 |
3.2. Развитие психики в филогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 26 |
3.3. Психика и организм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 28 |
Тема 4. СОЗНАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 |
4.1. Сознание человека как высшая ступень развития психики. . . | 32 |
4.2. Возникновение и развитие сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 35 |
4.3. Самосознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 37 |
4.4. Взаимодействие сознания и подсознания. . . . . . . . . . . . . . . . . | 38 |
Тема 5. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . | 40 |
5.1. Общее представление о личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 40 |
5.2. Психодинамическая теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 42 |
5.3. Гуманистическая теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 44 |
5.4. Когнитивная теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 46 |
5.5. Деятельностная теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 47 |
Тема 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
49 |
6.1. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 49 |
6.2. Характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 53 |
6.3. Способности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 59 |
Тема 7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
63 |
7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский). . . |
63 |
7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
66 |
7.3. Нравственное развитие личности Л. Колберга. . . . . . . . . . . . . | 73 |
Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. . . . . . | 74 |
8.1. Характеристики семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 74 |
8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений). | 78 |
Тема 9. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ. . . |
84 |
9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека. . . . . . . . . . . | 84 |
9.2. Младенчество (от рождения до 1 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 85 |
9.3. Ранний возраст (1-3 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 86 |
9.4. Дошкольный возраст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 88 |
9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет). . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 90 |
9.6. Подростковый возраст (11-15). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 91 |
9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
93 |
Тема 10. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА. . . | 95 |
10.1. Ощущение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 95 |
10.2. Восприятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 100 |
10.3. Внимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 105 |
10.4. Память. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 110 |
10.5. Мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 118 |
10.6. Речь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 123 |
Тема 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . | 130 |
11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . | 130 |
11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы. . . . . . . . | 136 |
Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 138 |
12.1. Общение как предмет психологического исследования. . . . | 138 |
12.2. Виды, средства, функции общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 140 |
12.3. Вербальные и невербальные средства общения. . . . . . . . . . . | 143 |
Тема 13. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ | 148 |
13.1. Общее представление о педагогике как науке. Основные категории педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
148 |
13.2. Объект, предмет, функции педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . | 151 |
13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура. . . . . . | 154 |
Тема 14. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 156 |
14.1. Цели, задачи и методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 156 |
14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
159 |
14.3. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
162 |
Тема 15. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
166 |
15.1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
166 |
15.2. Организационные формы обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 169 |
15.3. Основные дидактические концепции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 171 |
Тема 16. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
175 |
16.1. Образование и педагогический процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . | 175 |
16.2. Содержание образования и его исторический характер. . . . | 177 |
16.3. Развитие образования в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 180 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 183 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 184 |
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Общее представление о психологии как науке
- 1.1. Предмет и место психологии в системе наук
- 1.2. Отрасли психологии
- 1.3. Методы психологии
- Тема 2. Краткий экскурс в историю развития психологии
- 2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)
- 2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)
- Тема 3. Понятие психики
- 3.1. Структура и функции психики
- 3.2. Развитие психики в филогенезе
- 3.3. Психика и организм
- Тема 4. Сознание
- 4.1. Сознание как высшая ступень развития психики
- 4.2. Возникновение и развитие сознания
- 4.3. Самосознание
- 4.4. Взаимодействие сознания и подсознания
- Тема 5. Введение в психологию личности
- 5.1. Общее представление о личности
- 5.2. Психодинамическая теория личности
- 5.3. Гуманистическая теория личности
- 5.4. Когнитивная теория личности
- 5.5. Деятельностная теория личности
- Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности
- 6.1.Темперамент
- 6.2. Характер
- 6.3. Способности
- Тема 7. Периодизация развития личности
- 7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (л. С. Выготский, д. Б. Эльконин, а. В. Петровский)
- 7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (э. Эриксон, з. Фрейд)
- 7.3. Нравственное развитие личности л. Колберга
- Тема 8. Психология семейных отношений
- 8.1. Характеристики семьи
- 2 Стадия. Формирование семьи.
- 3 Стадия. Стабилизация или воспитание детей.
- 4 Стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
- 8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений)
- Тема 9. Формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов
- 9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека
- 9.2. Младенчество (от рождения до 1 года)
- 9.3. Ранний возраст (1-3 года)
- 9.4. Дошкольный возраст
- 9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет)
- 9.6. Подростковый возраст (11-15)
- 9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
- Тема 10. Познавательные процессы человека
- 10.1. Ощущение
- 10.2. Восприятие
- 10.3. Внимание
- 10.4. Память
- II. Сохранение и забывание материала
- III. Узнавание и воспроизведение
- 10.5. Мышление
- 12.2. Речь
- Тема 11. Эмоциональная сфера личности
- 11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций
- 11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
- Тема 12. Психология общения
- 12.1. Общение как предмет психологического исследования
- 12.2. Виды, средства, функции общения
- 12.3. Вербальные и невербальные средства общения
- Тема 13. Педагогика в системе наук о человеке
- 13.1. Общее представление о педагогике как науке Основные категории педагогики
- 13.2. Объект, предмет, функции педагогики
- 13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
- Тема 14. Воспитание человека
- 14.1. Цель, задачи и методы воспитания
- 14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- 14.3. Семья как социально- культурная среда воспитания и развития личности
- Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 15.1. Обучение как способ организации педагогического
- Процесса. Функции обучения
- 15.2. Организационные формы обучения
- 15.3. Основные дидактические концепции
- Тема 16. Образование как основа базовой культуры личности
- 16.1. Образование и педагогический процесс
- 16.2. Содержание образования и его исторический характер
- 16.3. Развитие образования в России
- Заключение
- Библиографический список
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9