logo search
psih_i_ped

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

1.1. Предмет и место психологии в системе наук. . . . . . . . . . . . . .

7

1.2. Отрасли психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

1.3. Методы психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Тема 2. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.1. Период формирования психологического знания (донаучный период). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

Тема 3. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

3.1. Структура и функции психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

3.2. Развитие психики в филогенезе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

3.3. Психика и организм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Тема 4. СОЗНАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32

4.1. Сознание человека как высшая ступень развития психики. . .

32

4.2. Возникновение и развитие сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

4.3. Самосознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

37

4.4. Взаимодействие сознания и подсознания. . . . . . . . . . . . . . . . .

38

Тема 5. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ. . . . . . .

40

5.1. Общее представление о личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40

5.2. Психодинамическая теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

42

5.3. Гуманистическая теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

44

5.4. Когнитивная теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

46

5.5. Деятельностная теория личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

47

Тема 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

49

6.1. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

49

6.2. Характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

53

6.3. Способности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

59

Тема 7. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

63

7.1. Периодизация психического развития отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский). . .

63

7.2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

66

7.3. Нравственное развитие личности Л. Колберга. . . . . . . . . . . . .

73

Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. . . . . .

74

8.1. Характеристики семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

74

8.2. Классификации семьи (формы, виды семейных отношений).

78

Тема 9. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ. . .

84

9.1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека. . . . . . . . . . .

84

9.2. Младенчество (от рождения до 1 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . .

85

9.3. Ранний возраст (1-3 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

86

9.4. Дошкольный возраст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

88

9.5. Младший школьный возраст (7-11 лет). . . . . . . . . . . . . . . . . . .

90

9.6. Подростковый возраст (11-15). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

91

9.7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

93

Тема 10. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА. . .

95

10.1. Ощущение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

95

10.2. Восприятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

100

10.3. Внимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

105

10.4. Память. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

110

10.5. Мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

118

10.6. Речь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

123

Тема 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. . . . . . . .

130

11.1. Понятие эмоций. Классификации эмоций. . . . . . . . . . . . . . . .

130

11.2. Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы. . . . . . . .

136

Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

138

12.1. Общение как предмет психологического исследования. . . .

138

12.2. Виды, средства, функции общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

140

12.3. Вербальные и невербальные средства общения. . . . . . . . . . .

143

Тема 13. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

148

13.1. Общее представление о педагогике как науке. Основные категории педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

148

13.2. Объект, предмет, функции педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . .

151

13.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура. . . . . .

154

Тема 14. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

156

14.1. Цели, задачи и методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

156

14.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

159

14.3. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

162

Тема 15. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

166

15.1. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

166

15.2. Организационные формы обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

169

15.3. Основные дидактические концепции. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

171

Тема 16. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

175

16.1. Образование и педагогический процесс. . . . . . . . . . . . . . . . .

175

16.2. Содержание образования и его исторический характер. . . .

177

16.3. Развитие образования в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

183

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

184