logo search
все билеты

1. Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии. Объект и предмет психологии управления. Методы исследования.

Управлением это система скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение прежде всего к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера.

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера.

Психология управления возникла на определенном этапе развития общества. Необходимо было решить ряд вопросов: Как сделать управление эффективным?

• Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Следовательно, предметом психологии управления являются следующие проблемы:

  1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

  1. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

  1. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Следовательно, психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми.

Описание психологических явлений и приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — вот основная задача психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы исследования, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Наблюдение ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей.

В зависимости от места наблюдателя, от организации наблюдения и других факторов различаются несколько его видов:

- По месту проведения, различают полевое и лабораторное наблюдение.

- По регулярности проведения наблюдения оно может быть систематическим и несистематическим.

Эксперимент относится к числу самых трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию. При помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые называют контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой замкнутую систему, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем сценарию.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

1. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, во время работы, занятий и т.д.).

2. В лабораторном эксперименте как экспериментальная ситуация, так и сами экспериментальные группы формируются искусственно, поэтому члены группы, естественно, осведомлены об эксперименте.